Повторно на скамье подсудимых оказался Николай Казаев – главарь юдинской ОПГ «Казаевские», более девяти лет находившийся в международном розыске. В прошлом году суд признал его виновным в убийстве, совершенном почти 30 лет назад. По двум эпизодам – еще одном убийстве и покушении – он вообще был оправдан. Прокуратура обжаловала приговор, посчитав его слишком мягким. Суд заслушал показания гражданской жены Владимира Панова, которого держали в погребе, пытали, после чего задушили, а тело утопили в Волге.
КРОВАВЫЕ РАЗБОРКИ ВНУТРИ ГРУППИРОВКИ

Группировка «Казаевские» зародилась в начале 1980-х в Юдино и держала в страхе весь поселок и прилегающие территории. По версии следствия, именно Николай Казаев (Казай) стал ее идейным и фактическим главой. В то время Юдино было родильным домом не одной, а сразу нескольких группировок – «Восточной», «Западной» и «Центровой», костяк которой составили будущие «Казаевские». Начинали с классики 90-х – рэкет и запугивание местных бизнесменов. Молчи – и плати.
Казаев быстро сформировал ядро, в которое вошли хорошо знакомые друг другу спортсмены и приятели по двору: Дмитрий Бикбулатов (Тухлый), Игорь Сапарин, Алексей Тарасов, Владимир Панов, Денис Паршенков и другие. К 1991 году троица – Казаев, Сапарин и Бикбулатов – стала, по мнению следствия, «генеральным штабом» ОПГ.
С течением времени в группировке начались внутренние разборки. В 1997 году произошло нападение на Дениса Паршенкова, тогда у него похитили так называемый «общак». Подозрение пало на Владимира Панова. Его в багажнике привезли в дом Бикбулатова, спустили в погреб и начали допрос с пристрастием. Панов не признал обвинений, тогда ему прострелили ногу, а затем (по версии следствия – по прямому приказу Казаева) попросту задушили. Тело сбросили в Волгу, а одежду сожгли.
Вторая расправа произошла в 1999 году. После покушения на самого Казаева (был взорван автомобиль, но главарь уцелел) началась охота за предателями. Паршенков оказался в числе подозреваемых. Спустя шесть дней его нашли, зарезали и тайно захоронили «в неустановленном месте». Следствие утверждает: Казаев, Тарасов и Сапарин действовали согласованно, хладнокровно, по заранее составленному плану.
После второго убийства Казаев предпочел скрыться, поставив на свое место Игоря Сапарина.
Следующей целью оказался Дмитрий Бикбулатов, также претендовавший на лидерство внутри группировки. Весной 2000 года киллер выстрелил Бикбулатову в голову прямо в кафе, но тот выжил.
ПОСЛЕДНИЙ ИЗ «КАЗАЕВСКИХ»

Николай Казаев – последний из некогда влиятельной ОПГ. (По версии следствия, последний из тех участников ОПГ, кто находился на свободе, – прим. «РТ»). Почти девять лет он находился в международном розыске, избегая правосудия. Был задержан в мае 2023 года, когда приехал на могилу сына в родное Юдино.
Казаева обвиняют по трем эпизодам: в двух убийствах (Панова и Паршенкова) и одном покушении (на Бикбулатова). В 2024 году суд уже выносил приговор Казаю – ему дали 13 лет за убийство Владимира Панова. В других эпизодах присяжные его оправдали, так как гособвинитель не смог убедить их в его виновности. Прокуратура посчитала это наказание несправедливым и обжаловала его.
По инициативе самого Казаева дело, как и в прошлом году, рассматривается с участием присяжных.
«ОН УШЕЛ, И БОЛЬШЕ Я ЕГО НЕ ВИДЕЛА»
На минувшей неделе в суде давала показания вдова убитого Панова Юлия Кильдяшова. Женщина рассказала, что познакомилась с мужчиной в 1996 году, когда работала в одном из «казаевских» магазинов «Каприз».
– Когда мы начали жить с Володей, он перешел к «Казаевским». У них «старшие» были Коля Казаев и Дима Бикбулатов. Их все боялись. Если что-то надо было – шли к ним, – вспоминает Кильдяшова.
В 1997 году у пары (брак официально не был зарегистрирован) родился сын. Панов стал появляться реже, говорил, что «накрыли проблемы». Потом и вовсе исчез, прихватив телевизор и собственные вещи, дабы переждать худшие времена в Москве. Спустя месяц он объявился, но даже не зашел посмотреть на новорожденного сына.
– Мне сказал, что будет жить пока не дома, пока не решит свои проблемы. И он ушел, после этого я его больше не видела, – рассказала женщина.
Спустя несколько дней машину Панова нашли у озера. Она была закрыта. Вокруг – ни крови, ни следов борьбы. Кильдяшова рассказала о находке отцу пропавшего Владимира. Он обратился в полицию с заявлением о пропаже сына.
Пояснить, чем именно занимались «Казаевские» Кильдяшова не смогла, но рассказала, что те «держали» несколько магазинов в Юдино, привозили и увозили товар, а Паршенков, приближенный к лидерам ОПГ, всегда приезжал забирать выручку.
– Одно время у нас стали пропадать деньги в кассе. Мы сказали об этом «старшим», – призналась она.
После этого Казаев решил сам задать несколько вопросов Кильдяшовой и узнать, почему именно «Казаевских» боялись, и откуда вообще появилась это название.
– В этой группировке состоял мой муж, которого вы убили. Один из ваших мне всё рассказал. У меня тоже вопрос: почему вы Володю не выпустили, зачем вы его утопили?! – повысила голос Кильдяшова, обратившись прямо к Казаеву.

Адвокаты Казаева попросили судью признать показания Кильдяшовой недопустимым к доказательствам, так как посчитали, что на нее оказывается давление. Суд отказал в удовлетворении просьбы.
– Никто на меня давления не оказывал. Все мои показания уже есть в деле, сегодня я говорю то же самое. Я даю правдивые показания, – сказала Юлия.
– Юль, в прошлый раз ты говорила совсем другое. Явно, что над тобой поработали. Тебя используют как таран. Я клянусь своими детьми, что не имею отношения к этому преступлению! – заявил Казаев.

120 ЛЕТ «СТРОГАЧА» НА ВСЕХ
Судьба остальных участников «Казаевских» сложилась вполне закономерно. Кто не был убит своими же в междоусобной войне (как Сапарин, которого «убрали» еще в конце 90-х), были осуждены. Арестовали их в 2012 году. В 2018 году Верховный суд РТ вынес приговоры (на всех членов ОПГ почти 120 лет): Бикбулатову – 24,5 года, из них 10 в тюрьме; Тарасову – 24 года с тем же режимом; Кошкину – 24,5 года колонии; Морозову – 14 лет; сыновей Бикбулатова Александра и Сергея приговорили к 18 и 17,5 годам колонии соответственно. На их счету пять убийств, покушения, вымогательство, незаконный оборот оружия и грабеж.
На фоне приговоров подельникам суд над Николаем Казаевым выглядит как финал криминальной драмы. Его адвокаты всё отрицают так же, как и сам подсудимый.
На следующем заседании, которое состоится 24 июля, суд продолжит допрос свидетелей.
Ранее «РТ» писала, что Казаев, находясь в розыске, жил в соседней Марий Эл. Подробнее читайте в нашем материале Пек хлеб, варил сыры: где скрывался 10 лет лидер казанской ОПГ Казай.