Напомним, речь в материале шла о том, озеро Пигали, расположенное в одноименном селе, уменьшается и мелеет на глазах. Старожилы уверяют, что за последние 20 лет площадь водоема сократилась в два раза, еще больше уменьшилась глубина – купаться в озере давно уже нельзя. Жители Пиголей, как могут стараются спасти водоема: сами выходят на очистку берегов от камыша и ивняка, собирают деньги в рамках самообложения, чтобы нанять для этого технику, закачивали в озеро воду по трубе из артезианской скважины. Однако этих реабилитационных мер хватает ненадолго – озеро продолжает сохнуть, берега зарастают. В такой же критической ситуации находится многие другие озера в Лаишевском районе, которых всего здесь более 150 – таким количеством больше не может похвастаться ни один район республики.
ВСЁ ПОД КОНТРОЛЕМ
Как сообщили «РТ» в исполкоме Лаишевского района, водные объекты не бросают на произвол судьбы.

«В районе ведутся активные работы по расчистке и экологической реабилитации водоемов в рамках госпрограммы «Мероприятия по предотвращению негативного воздействия вод, защите населения и объектов инфраструктуры в период весеннего половодья, а также расчистке и экологической реабилитации водных объектов». На работы в селе Столбище направлено 13,6 млн рублей, на работы в селе Державино – 3,8 млн рублей. В Державино ведутся работы по расчистке озера Утка, в Столбище – работы по расчистке притоков озера Ковалинское. Работы включают в себя дноуглубление, удаление иловых отложений и расчистку водных протоков. Параллельно ведется плановая работа по другим водным объектам района. За счет средств республиканского и местного бюджетов разработана проектно-сметная документация для расчистки озер Архиерейское в Тарлашах, Безымянное в Усадах, Чистое, Заячье и Безымянное в Столбище.
Что касается озера в деревне Пиголи, то для его включения в государственную программу по восстановлению водных ресурсов требуется проведение кадастрового учета, внесение в государственный водный реестр и разработка проектно-сметной документации с положительным заключением экспертизы. Исполком района ведет работу по поиску источников финансирования для разработки проектной документации по озеру Пиголи. Ситуация находится на постоянном контроле и мы приложим все усилия для включения данного водоема в программу восстановления при первой возможности», – заверили в районном исполкоме.
БЕРЕГА – ЛАКОМЫЕ КУСКИ
В свою очередь экологи считают, что очистка и дноуглубление – это, конечно, хорошо, но гораздо проще и разумнее было не доводить водоемы до такого состояния массовой застройкой берегов.
– Застроили домами весь периметр, весь водосбор озера Пиголи, поэтому оно и исчезает, –сразу назвал главную причину гибели озера заместитель директора института по научной работе Института проблем экологии и недропользования АН РТ Дмитрий Иванов.

– В Лаишевском районе озера карстовые, они подпитываются подземными водами, и для них особенно важно, чтобы окружающая территория, равная по площади размеру самого озера, была свободна от застройки. Это должна быть чисто природная, зеленая территория, – подчеркивает завкафедрой природообустройства и водопользования КФУ, профессор Нафиса Мингазова. – По факту же строят прямо до уреза воды, даже 20-метровая береговая полоса, которая по закону должна находиться в общем доступе, застраивается. Например, в селе Тарлаши всего один домовладелец оставил эту зону у озера свободной. А чаще всего там оборудуют личный пирс, пляж и ставят забор. Необходимо усилить природоохраный контроль за строительством индивидуального жилья, иначе мы будем стремительно терять водоемы. Гидротехнический подход – просто углубить дно, сделать изоляцию, залить воду не сохранит озерную экосистему. Чтобы спасти водоемы, нужно пересмотреть систему выделения земельных участков под строительство на муниципальном уровне и прекратить застраивать берега.

ЗА 50 ЛЕТ ИСЧЕЗЛО ТРИ ТЫСЯЧИ ОЗЕР И РЕК
В Минэкологии РТ подтвердили во время весенних авиаоблетов в поисках несанкционированных свалок экологи регулярно фиксируют факты застройки водоохранных зон. Об этих фактах сообщают в прокуратуру, но результата это, вижимо, не приносит. По крайней мере, снести дом, построенный в водоохранной зоне, пока еще никого не заставили.
– Татарстан – один их самых многоводных регионов в Приволжском федеральном округе, 6,4% нашей территории покрыто водой, у нас 36 тысяч водных объектов. Это то богатство, которое нам нужно беречь и сохранять. Как и во многих других субъектах России, в Татарстане сегодня остро стоит проблема загрязнения водных объектов. Основная причина – антропогенный фактор. Это неудовлетворительная работа очистных сооружений, застройка в пределах акватории и береговой полосы водных объектов, – констатировал министр экологии РТ Александр Шадриков в июле на выездном заседании Комитета Госсовета РТ по экологии, природопользованию, агропромышленной и продовольственной политике. – Эти факторы привели к тому, что, согласно исследованиям Института проблем экологии и недропользования АН РТ, за последние 50 лет с карты Татарстана исчезли 3 133 водных объекта.