САНКЦИИ И РАЗРЫВ ПОСТАВОК
Это основная и самая весомая причина подорожания авиаперевозок. Не секрет, что после начала СВО авиационная отрасль столкнулась с беспрецедентным давлением. Большая часть авиапарка в России была арендована у иностранных компаний. Западные санкции отрезали российских авиаперевозчиков от ключевых ресурсов. После разрыва контрактов авиакомпании были вынуждены выкупать самолеты, что легло на них тяжелейшим финансовым бременем. Но главная проблема – невозможность легально закупать оригинальные запчасти.

Еще в 2022 году глава Ространснадзора Виктор Басаргин заявил, что ведомство зафиксировало более 2 тысяч случаев полетов российских авиалайнеров с запчастями, отработавшими свой срок. Причина –острая нехватка комплектующих и расходников из-за санкций, сроки поставок которых выросли в десятки раз. Также Басаргин отмечал, что некоторые «специфические изделия» завезти просто невозможно. В ответ на эти заявления «Аэрофлот» ответил, что детали авиакомпании сертифицированы и проходят строжайший контроль. «Безопасность полетов для "Аэрофлота" является главным приоритетом. Авиакомпании группы не используют авиационные компоненты с истекшим ресурсом, они обеспечены необходимыми запчастями для бесперебойной и надежной эксплуатации воздушного парка», – говорилось в тексте сообщения.
Но что интересно, год назад стало известно, что группа «Волга-Днепр» заключила с «Аэрофлотом» сделку на сумму порядка 130 миллионов долларов о передаче восьми грузовых самолетов Boeing — шести 737-х и двух 747-х. Нетипичность ситуации в том, что лайнеры приобрелись не для перевозок, а на «разборку».
ДОРОЖАНИЕ АВИАТОПЛИВА
Не секрет, что керосин – это «кровь» авиации, и его цена напрямую влияет на стоимость перелёта. В 2023-2024 годах цены на авиакеросин в России резко выросли из-за сокращения поставок, колебаний курса рубля и изменений на мировом рынке. Это привело к значительному удорожанию авиаперелетов. Так, в 2023 цены вскочили с 65 тысяч до 95-110 тысяч рублей за тонну. В 2024 средние цены колебались в диапазоне 85-100 тыс. рублей за тонну, продолжая давить на стоимость авиабилетов. В 2025 стоимость керосина могут преодолеть отметку в 105-120 тыс. рублей за тонну. За два года цена тонны авиакеросина выросла более чем на 60%, что напрямую ведет к удорожанию авиаперелетов. И пока эта тенденция продолжается.
«Доля расходов на керосин в операционных затратах доходит до 40%, таким образом любое повышение цены на топливо так или иначе отражается на стоимости билета. Авиакомпании частично компенсируют это за счет демпферного механизма, который покрывает 65% покупаемого в России объема топлива», – отметили в «Аэрофлоте». Авиакомпания S7 также заявила, что «стоимость авиационного топлива пропорционально сказывается на себестоимости перевозок».
ОСЛАБЛЕНИЕ РУБЛЯ
Значительная часть расходов авиакомпаний номинирована в иностранной валюте. Ослабление рубля по отношению к доллару и евро делает все эти операции крайне затратными. На сегодня официальный курс доллара составляет 81,3 рубля, курс евро – 94,6 рубля. «Импульс укрепления рубля был временным, его причиной мог стать выход на рынок крупного продавца валюты. Сейчас рубль вернулся в привычную канву умеренного ослабления. В ближайшее время более вероятна временная консолидация курса в районе 81-83 рублей за доллар. Дальнейшее ослабление российской валюты в октябре может сдерживаться приближением налогового периода и вероятным сохранением монетарной жесткости по итогам заседания ЦБ 24 октября», – отметил инвестиционный стратег Александр Бахтин.
Рост стоимости обслуживания долга и резкое увеличение аэропортовых сборов. Из-за высоких ключевых ставок кредиты на масштабные инфраструктурные проекты стали крайне дорогими. Чтобы покрыть расходы, аэропорты в разы увеличили тарифы для авиакомпаний – теперь приходится платить аэропортам намного больше за взлёт-посадку, обслуживание и пассажирские сборы. «При существующих банковских ставках нагрузка на инфраструктурные проекты существенна. Поэтому было принято решение о дополнительном сборе как источнике поддержания. То, с чем мы сейчас сталкиваемся: ввод каждого нового аэропорта приводит к кратному увеличению расходов перевозчиков», – объяснил глава «Аэрофлота» Сергей Александровский на расширенном заседании комитета Совета Федерации по экономической политике 21 октября.
По его словам, аэропорты забирают себе до 30% от цены каждого проданного билета на определенных маршрутах. «Невозможно все это переложить на пассажиров в конечном итоге. А у нас нет других источников, кроме того, что мы получаем от пассажиров. Поэтому все это может привести к увеличению стоимости перевозки, и в определенных моментах это может быть очень существенно», – заявил он.

СНИЖЕНИЕ КОНКУРЕНЦИИ
Еще одна из возможных причин дорожания авиаперелетов, - это снижение конкуренции. Рынок авиаперевозок пережил серьезную встряску, некоторые перевозчики ушли. Оставшиеся авиакомпании решили, что могут без потерь поднимать цены – альтернативы у путешественников просто нет. Таким образом, главный двигатель доступности авиабилетов – жёсткая конкуренция — перестал работать. Так, за 2022 год девять российских авиакомпаний прекратили полеты в России, среди которых SkyGates, «Камчатка», «Быстролет» и другие.
Чтобы сдержать рост цен, государство ранее вводило так называемые «субсидированные тарифы». Однако объём этих дотаций не безграничен. Что ждёт пассажиров в будущем? По мнению экспертов, время «бюджетного» неба для России уходит в прошлое. Авиационная отрасль переживает масштабную перезагрузку, и главным последствием для обычных путешественников станет неизбежный рост цен на авиабилеты. Пока же пассажирам можно посоветовать бронировать билеты заранее, следить за акциями и более гибко подходить к планированию поездок.
Впрочем, официальная статистика пытается смягчить картину. Как прокомментировал первый зампредседателя Комитета Совета Федерации по экономической политике Алексей Синицын, билеты дорожали местами до 30%, но в целом за год по статистике Росавиации они выросли в цене всего на 11%. «Мы понимаем, что это плюс-минус соответствует уровню инфляции», – сказал он.
Одним из факторов, который будет продолжать оказывать давление на цены, является масштабная программа модернизации аэропортовой инфраструктуры. Напомним, что до 2030 года правительство планирует обновить 129 аэродромов. Общий объём инвестиций в проект оценивается в 522 млрд рублей.
Значительная часть этих расходов – 366 млрд – ляжет на федеральный бюджет. Однако, по оценкам Минтранса РФ, часть затрат будет компенсирована за счёт самих пассажиров. Авиационные власти не скрывают: итогом модернизации станет дополнительная тарифная нагрузка, которая в среднем составит около 150 рублей с каждого билета.