Взлетная полоса для цен: почему дорожают авиабилеты в России

Стоимость авиаперелетов резко подорожала в России осенью, сообщает Ассоциации туроператоров РФ (АТОР). По данным экспертов, цены взлетели в канун школьных каникул и выходных по случаю Дня народного единства. Вместе с тем, глава «Аэрофлота» Сергей Александровский объяснил рост стоимости сугубо экономическими причинами. Почему дорожают авиаперелеты, разбиралась корреспондент «РТ».

Взлетная полоса для цен: почему дорожают авиабилеты в России Юлия Бидун / «РТ»

САНКЦИИ И РАЗРЫВ ПОСТАВОК

Это основная и самая весомая причина подорожания авиаперевозок. Не секрет, что после начала СВО авиационная отрасль столкнулась с беспрецедентным давлением. Большая часть авиапарка в России была арендована у иностранных компаний. Западные санкции отрезали российских авиаперевозчиков от ключевых ресурсов. После разрыва контрактов авиакомпании были вынуждены выкупать самолеты, что легло на них тяжелейшим финансовым бременем. Но главная проблема – невозможность легально закупать оригинальные запчасти.

Еще в 2022 году глава Ространснадзора Виктор Басаргин заявил, что ведомство зафиксировало более 2 тысяч случаев полетов российских авиалайнеров с запчастями, отработавшими свой срок. Причина –острая нехватка комплектующих и расходников из-за санкций, сроки поставок которых выросли в десятки раз. Также Басаргин отмечал, что некоторые «специфические изделия» завезти просто невозможно. В ответ на эти заявления «Аэрофлот» ответил, что детали авиакомпании сертифицированы и проходят строжайший контроль. «Безопасность полетов для "Аэрофлота" является главным приоритетом. Авиакомпании группы не используют авиационные компоненты с истекшим ресурсом, они обеспечены необходимыми запчастями для бесперебойной и надежной эксплуатации воздушного парка», – говорилось в тексте сообщения.

Но что интересно, год назад стало известно, что группа «Волга-Днепр» заключила с «Аэрофлотом» сделку на сумму порядка 130 миллионов долларов о передаче восьми грузовых самолетов Boeing — шести 737-х и двух 747-х. Нетипичность ситуации в том, что лайнеры приобрелись не для перевозок, а на «разборку».

 

ДОРОЖАНИЕ АВИАТОПЛИВА

 

Не секрет, что керосин – это «кровь» авиации, и его цена напрямую влияет на стоимость перелёта. В 2023-2024 годах цены на авиакеросин в России резко выросли из-за сокращения поставок, колебаний курса рубля и изменений на мировом рынке. Это привело к значительному удорожанию авиаперелетов. Так, в 2023 цены вскочили с 65 тысяч до 95-110 тысяч рублей за тонну. В 2024 средние цены колебались в диапазоне 85-100 тыс. рублей за тонну, продолжая давить на стоимость авиабилетов. В 2025 стоимость керосина могут преодолеть отметку в 105-120 тыс. рублей за тонну. За два года цена тонны авиакеросина выросла более чем на 60%, что напрямую ведет к удорожанию авиаперелетов. И пока эта тенденция продолжается.

«Доля расходов на керосин в операционных затратах доходит до 40%, таким образом любое повышение цены на топливо так или иначе отражается на стоимости билета. Авиакомпании частично компенсируют это за счет демпферного механизма, который покрывает 65% покупаемого в России объема топлива», – отметили в «Аэрофлоте». Авиакомпания S7 также заявила, что «стоимость авиационного топлива пропорционально сказывается на себестоимости перевозок».

 

ОСЛАБЛЕНИЕ РУБЛЯ

 

Значительная часть расходов авиакомпаний номинирована в иностранной валюте. Ослабление рубля по отношению к доллару и евро делает все эти операции крайне затратными. На сегодня официальный курс доллара составляет 81,3 рубля, курс евро – 94,6 рубля. «Импульс укрепления рубля был временным, его причиной мог стать выход на рынок крупного продавца валюты. Сейчас рубль вернулся в привычную канву умеренного ослабления. В ближайшее время более вероятна временная консолидация курса в районе 81-83 рублей за доллар. Дальнейшее ослабление российской валюты в октябре может сдерживаться приближением налогового периода и вероятным сохранением монетарной жесткости по итогам заседания ЦБ 24 октября», – отметил инвестиционный стратег Александр Бахтин.

 

Правительство РФ
Глава «Аэрофлота» Сергей Александровский. Фото: Правительство РФ

Рост стоимости обслуживания долга и резкое увеличение аэропортовых сборов. Из-за высоких ключевых ставок кредиты на масштабные инфраструктурные проекты стали крайне дорогими. Чтобы покрыть расходы, аэропорты в разы увеличили тарифы для авиакомпаний – теперь приходится платить аэропортам намного больше за взлёт-посадку, обслуживание и пассажирские сборы. «При существующих банковских ставках нагрузка на инфраструктурные проекты существенна. Поэтому было принято решение о дополнительном сборе как источнике поддержания. То, с чем мы сейчас сталкиваемся: ввод каждого нового аэропорта приводит к кратному увеличению расходов перевозчиков», – объяснил глава «Аэрофлота» Сергей Александровский на расширенном заседании комитета Совета Федерации по экономической политике 21 октября.

По его словам, аэропорты забирают себе до 30% от цены каждого проданного билета на определенных маршрутах. «Невозможно все это переложить на пассажиров в конечном итоге. А у нас нет других источников, кроме того, что мы получаем от пассажиров. Поэтому все это может привести к увеличению стоимости перевозки, и в определенных моментах это может быть очень существенно», – заявил он.

 

 

СНИЖЕНИЕ КОНКУРЕНЦИИ

 

Еще одна из возможных причин дорожания авиаперелетов, - это снижение конкуренции. Рынок авиаперевозок пережил серьезную встряску, некоторые перевозчики ушли. Оставшиеся авиакомпании решили, что могут без потерь поднимать цены – альтернативы у путешественников просто нет. Таким образом, главный двигатель доступности авиабилетов – жёсткая конкуренция — перестал работать. Так, за 2022 год девять российских авиакомпаний прекратили полеты в России, среди которых SkyGates, «Камчатка», «Быстролет» и другие.

Чтобы сдержать рост цен, государство ранее вводило так называемые «субсидированные тарифы». Однако объём этих дотаций не безграничен. Что ждёт пассажиров в будущем? По мнению экспертов, время «бюджетного» неба для России уходит в прошлое. Авиационная отрасль переживает масштабную перезагрузку, и главным последствием для обычных путешественников станет неизбежный рост цен на авиабилеты. Пока же пассажирам можно посоветовать бронировать билеты заранее, следить за акциями и более гибко подходить к планированию поездок.

Впрочем, официальная статистика пытается смягчить картину. Как прокомментировал первый зампредседателя Комитета Совета Федерации по экономической политике Алексей Синицын, билеты дорожали местами до 30%, но в целом за год по статистике Росавиации они выросли в цене всего на 11%. «Мы понимаем, что это плюс-минус соответствует уровню инфляции», – сказал он.

 

Фото: Владимир Васильев / «Татар-информ»

 

Одним из факторов, который будет продолжать оказывать давление на цены, является масштабная программа модернизации аэропортовой инфраструктуры. Напомним, что до 2030 года правительство планирует обновить 129 аэродромов. Общий объём инвестиций в проект оценивается в 522 млрд рублей.

Значительная часть этих расходов – 366 млрд – ляжет на федеральный бюджет. Однако, по оценкам Минтранса РФ, часть затрат будет компенсирована за счёт самих пассажиров. Авиационные власти не скрывают: итогом модернизации станет дополнительная тарифная нагрузка, которая в среднем составит около 150 рублей с каждого билета.

туризм цены путешествия топливо самолеты
Вы уже оставили реакцию
Новости Еще новости