ПИСАЛИ ДРУГ ДРУГУ ПИСЬМА, КАК В ГОДЫ ВОЙНЫ
– Евгения, с чего началось ваше участие в сборе помощи для бойцов СВО?
– Думаю, как и у многих – с личной истории. Мой супруг, как кадровый военный, в числе первых отправился в зону СВО. Связи не было, мы писали друг другу письма, как в годы Великой Отечественной войны. Ответные письма не приходили, можно было только поговорить одну минуту по телефону. Что он мог сказать за минуту? «Жив, здоров, люблю, пока».
Он уехал в феврале, а 4 марта родился сын. Врач, которая сопровождала меня в родах, знала мою ситуацию, как только ребенок родился, сказала акушеркам: «Быстро фотографируйте, надо папе отправить». Я сразу отправила фото супругу, он смог позвонить, поздравил меня.
Вот так и жила от звонка до звонка. Позвонит, тебя отпускает, и хотя бы неделю живешь более-менее спокойно.
Потом я узнала, что регулярно приезжает продовольственная машина из подразделения мужа, и с ней можно отправить посылки. Я стала этим жить, мы с мамой начали собирать посылки. Отправили продукты, каску, еще какие-то вещи и письмо, где я рассказывала про сына, про первое купание, первую улыбку.
Потом я стала собирать посылки и сослуживцам мужа. Эта деятельность помогла мне справиться с тревогой. Я ушла с головой в посылки, письма.
Примерно через полгода муж приехал и, наконец, смог увидеть сына.
СДЕЛАЮ, ЧТО УГОДНО, ЛИШЬ БЫ ВЕРНУЛСЯ
– Как люди реагируют на просьбы о сборе средств?
Когда муж первый раз приехал в отпуск, мы купили ему новую экипировку, так как что-то потерялось, пришло в негодность. Потом муж уехал, позвонил и сказал, что ему нужно: я посчитала, выходила довольно большая сумма, у меня таких денег не было, я села и заплакала. Но в то же время я понимала, что сделаю всё, что угодно и не пожалею никаких денег, лишь бы муж вернулся живым. Я обратилась к друзьям, знакомым, различным сообществам с просьбой о помощи. И люди отозвались, я купила всё, что было необходимо. Я завела телеграм-канал, где рассказала свою историю и написала, что нужна помощь. Средства продолжали поступать, и я в чате предложила другим женам участников СВО что-то купить ребятам. Им постоянно нужны газовые баллоны, влажные салфетки. Купили, отправили и постепенно стали закрывать потребности ребят.
– Так и родилась ваша благотворительная организация?
– Да. Гуманитарное движение «За победу! Казань» существует с 2022 года. Когда я начала собирать средства на подразделение, командир попросил приобрести противоосколочные элементы: много ребят погибает именно от осколочных ранений. Ребята дали контакты проверенного поставщика из Новосибирска. Он озвучил стоимость: нужно было два миллиона. Где их взять, я не знала. Но начала постепенно собирать: соберу какую-то сумму, перевожу ему, он отшивает, присылает.
Спустя время, мы наладили с ним связь, он отшивает заранее, потому что это долго. Ребятам нужны пятиточечники, напашники, защита плеч и шеи – именно здесь проходят крупные жизненно важные артерии. Делают противоосколочные элементы из специальной ткани, которую даже ножом не прорезать. Покупали и квадрокоптеры, и тепловизоры…
– Как собиралась команда?
– Стали подключаться неравнодушные люди. С Натальей Ахтямовой, например, мы соседи по даче. Она предложила плести сети. Но где взять помещение и людей? Она обратилась к отцу Алексию, настоятелю храма Успения пресвятой Богородицы в Дербышках, и он предоставил нам помещение. Стали собираться прихожане храма, другие люди. Сети плели из ветоши, любого подручного материала. Первые сети были белыми и очень тяжелыми. Ребята потом рассказали, что сначала вываляли их в грязи, и только потом накрыли технику.
«Я СЧИТАЮ, ЭТО ДЕНЬГИ НА КРОВИ РЕБЯТ»
– Некоторые считают, что всем необходимым бойцов должно обеспечивать государство, а не волонтеры. Ваше мнение на этот счет?
– Меня часто об этом спрашивают. Обеспечение от государства есть, но надо понимать, что от подачи заявки до ее выполнения проходит время, а волонтеры могут выполнить заказ быстрее. И еще: форму одному бойцу выдают на полгода. А она может прийти в негодность после одного боевого выхода. И ребята со своей зарплаты покупают себе форму. Надо учесть, что там грязь, а постирать негде. У нас женщины отшивают форму бесплатно, покупаем только материал и фурнитуру.
– Как человеку, который хочет помочь бойцам, найти проверенных волонтеров?
– Когда пошел бум открытия гуманитарных сборов, да, были, встречались лжеволонтеры. Я считаю, это деньги на крови ребят. Мы все общаемся с волонтерами, знаем, кто что делает. В феврале 2025 года было принято решение на уровне мэрии Казани создать Координационный совет. Туда вошли добросовестные, зарекомендовавшие себя организации. Мы составили реестр добросовестных организаций, которые собирают гуманитарный груз и 100% довезут его до наших ребят. Список можно посмотреть на сайте Координационного совета.
Если бы не было поддержки со стороны администрации Советского района, мэрии Казани, нам было бы намного тяжелее работать. К слову, в ноябре 2024 года Ильсур Метшин посетил штаб нашей благотворительной организации, увидел нашу работу, спросил, что нам необходимо для более эффективной работы. А у нас тогда была острая проблема с доставкой груза, необходим был транспорт. И уже в январе 2025 года мэр подарил нам «Газель».
«Я НЕ ПОНИМАЮ ТЕХ, КТО ОТГОРАЖИВАЕТСЯ ОТ ТОГО, ЧТО ПРОИСХОДИТ»
– Сколько раз вы ездили в зону СВО?
– Я сама ездила два раза. Первый раз в составе Молодежного парламента при Госсовете РТ ездила в Лисичанск, Рубежное. Нам заранее дали список, что нужно привезти. Собирать помогали волонтерские организации, детсады очень хорошо помогли: мы смогли купить батуты, спортивный инвентарь – всё, что надо было отвезти детям.
Мы до отказа забили машину, но, когда приехали, поняли, что это капля в море. Когда туда попадаешь, впечатление не сравнится с тем, что ты до этого видел на фото и видео. Разрушенные дома, школа, где учатся дети, с проломленной снарядом крышей, мы слышали взрывы.
Многие местные не уезжают по разным причинам. Но они очень благодарны нашим бойцам, верят в них, в то, что будет мир. Благодарны Татарстану за огромную поддержку.
Знаете, некоторые говорят: это не моя война, я за мир. Я делать ничего не буду. Я всегда таким говорю: «Поехали со мной в зону СВО. Увидишь всё сам, своими глазами». После таких поездок переворачивается всё. Я не понимаю тех, кто отгораживается от того, что происходит. Многие молодые женщины уже остались без мужей с детьми. Это очень тяжело.
– Вторая поездка тоже была с гуманитаркой для мирных жителей?
– Нет, моя вторая поездка была по всей линии фронта: Донецк, Луганск, Мелитополь – до Херсона. Передавали бойцам гуманитарную помощь на 10 подразделений. Вообще, волонтеры движения «За Победу! Казань» ездят в зону СВО с 2022 года. Ребята так рады этой помощи, детским письмам, талисманам, которые детки делают. Они шутят, улыбаются, но на самом деле им очень тяжело, им нужна наша поддержка. А заявки от них поступают каждый день.
– Что нужно бойцам в первую очередь?
– Танкистам нужны цепи для наваривания на танк, арматура, сетки. Другим подразделениям нужны строительные материалы – они продвигаются вперед и окапываются заново. Строят блиндажи, окопы. А с собой всё не заберешь с прежнего места дислокации. Нужны репелленты, если это лето. Мы собираем на нужды одного подразделения месяц – два. Хотелось бы быстрее. Нужны футболки, хозпринадлежности, сухие души. Из продуктов – сухие супы. Хочу поблагодарить Департамент питания за обеспечение волонтеров, которые готовят сублимированную продукцию, за предоставление овощей и куриного мяса. Благодаря Координационному совету получилось выстроить эту работу, и сейчас изготовление супов у нас поставлено на поток. Также нашей организации постоянно нужны ткани и фурнитура для изготовления военной экипировки.
– А можно что-то изготовить дома и принести?
– Если кто-то хочет изготавливать свечи или сети, у нас есть волонтерские организации, которые стали настоящими профессионалами в каждой области – там можно пройти мастер-классы. Это нужно для того, чтобы исключить демаскировку местонахождения блиндажа либо техники. И чтобы бойцы не выходили черными от копоти из-за неправильной заливки окопной свечи. В любом деле нужен грамотный подход. Цена ошибки на фронте – жизнь бойца. Об этом всегда нужно помнить.
Родилась 1 апреля 1992 года в Казани. Окончила Казанскую государственную консерваторию. Преподавала в Казанском энергетическом колледже, Казанской кадетской школе-интернате им. Героя Советского Союза Б.Кузнецова и др. В настоящее время – заведующая клубом в Казанском высшем танковом командном Ордена Жукова Краснознаменном училище.
Директор АНБО по оказанию помощи участникам и ветеранам боевых действий и членам их семей «За Победу! Казань». Председатель комитета по труду, занятости и социальным вопросам Молодежного парламента при Госсовете РТ. Член Комиссии по делам молодежи, развитию добровольчества и патриотическому воспитанию Общественной палаты РТ.
Имеет ряд наград и благодарностей.