В этом году Татарская государственная филармония имени Г.Тукая отмечает 80-летний юбилей. Все эти годы она играла и продолжает играть важную роль в развитии татарской музыкальной культуры.
Я вспоминаю пятидесятые годы прошлого века, когда филармония была единственным концертным учреждением в республике. Несмотря на то что многие годы у нее не было ни своего зала, ни оркестра, в Казани регулярно проходили симфонические концерты – в Доме офицеров и в клубе им. Менжинского. Оркестр составлялся из музыкантов оперного театра, консерватории и музыкального училища. Приезжали с концертами великие пианисты Эмиль Гилельс и Святослав Рихтер. Помню, Рихтер выступал в актовом зале университета, а Гилельс – в Доме офицеров, где был изумительный рояль. Кстати сказать, легендарный музыкант и жил там же… Нельзя не упомянуть и такой факт: именно филармония взяла под свое крыло приехавший в 1947 году из Шанхая джаз-оркестр Олега Лундстрема. По тем временам для этого потребовалась определенная смелость со стороны художественного руководителя филармонии, композитора Александра Ключарева.
Бригады артистов ездили с концертами по всей республике. В сельских клубах и домах культуры звучали классическая музыка, песни и романсы татарских композиторов – Сайдашева, Жиганова, Яхина… Хотя работать приходилось в очень трудных условиях: плохие дороги, разбитые, неотапливаемые автобусы и т.д.
Только в начале двухтысячных годов филармония наконец-то обзавелась собственным концертным залом. Это был бывший Дворец культуры имени Кирова
Я был дружен с Айратом Арслановым, знаменитым на всю республику мастером художественного слова и очень красивым, добрым человеком. Так вот он рассказывал: «Едем в дальний район зимой. В автобусе холодно, а я в лакированных ботинках. Приезжаем в клуб, а там тоже нет отопления. Отогревались только в гостинице». И так работали все артисты филармонии, к тому же за мизерные зарплаты. Но бытовые трудности перевешивали любовь народа, полные залы и сознание того, что их искусство востребовано. Это были настоящие подвижники и энтузиасты. И замечательно, что портреты многих из них сейчас висят на стенах нового, прекрасного здания филармонии.
На протяжении почти всей своей истории филармония вела не только концертную деятельность, но была и центром музыкального образования и воспитания. Эта важнейшая работа была возложена на музыкальный лекторий. Его специфика в том, что не слушатели приходят в концертный зал, а сами музыковеды вместе с артистами ездят по школам и предприятиям с концертами-лекциями. Как рассказал нынешний руководитель лектория, замечательный певец и педагог Владимир Васильев, недавно, порывшись в архивах, он обнаружил точную дату начала работы музыкального лектория Татгосфилармонии. Это был август 1945 года.
Только в начале двухтысячных годов филармония наконец-то обзавелась собственным концертным залом. Это был бывший Дворец культуры имени Кирова. На тот момент у здания был красивый, даже помпезный фасад, но сами помещения находились в удручающем состоянии, вспоминает директор филармонии Кадим Нуруллин, на долю которого выпал нелегкий труд по превращению грязного, захудалого Дворца культуры в настоящий храм искусства. Зато сегодня здесь можно услышать многих выдающихся российских певцов и инструменталистов, а также звезд мирового джаза. Кстати сказать, этот зал поныне является лучшим в Казани по акустике, и выступать здесь становится весьма престижно. Почти все концерты проходят с аншлагом. Особенно когда на сцене выступают первоклассные коллективы самой филармонии.
В первую очередь это Государственный оркестр русских народных инструментов, бессменным руководителем которого является его основатель и ученик Натана Рахлина, народный артист России Анатолий Шутиков. Гордость филармонии и джаз-оркестр под руководством Анатолия Василевского. Этот коллектив достойно продолжает традиции Олега Лундстрема и Виктора Деринга, в свое время сделавших Казань одной из джазовых столиц. Наконец, это татарский фольклорный ансамбль, созданный талантливым музыкантом Айдаром Файзрахмановым, который привносит новые и необычные краски в звучание татарского песенного фольклора.
На протяжении почти всей своей истории филармония вела не только концертную деятельность, но была и центром музыкального образования и воспитания. Эта важнейшая работа была возложена на музыкальный лекторий
Все большую популярность завоевывают и молодые вокалисты. Недавно мне довелось побывать на концерте, главным украшением которого стали именно восходящие звезды филармонии. Замечательное трио «Казанские парни» может достойно представлять республику на любой сцене страны. Очень хороши дуэты: А.Шарипжанова и А.Сулейманов, И.Шайхразиев и З.Вильданова, Э.Сабиржанов и С.Яркаева, Азат и Алсу Фазлиевы. Этот концерт лишний раз убедил меня в том, что у Татарской филармонии огромный творческий потенциал, а не только славное прошлое.
В заключение приведу еще один красноречивый факт. Как-то в начале марта я пришел в филармонию днем. Смотрю: полное фойе народу и длинная очередь. Спрашиваю у директора, что это значит? А сегодня, говорит, началась продажа абонементов на концерты будущего сезона. Ну что тут скажешь? Vivat филармония!
Анатолий ЛУППОВ,
композитор, народный артист РТ, профессор

