ВРЕМЯ РАЗБРАСЫВАТЬ ЛИСТЬЯ…
Спектакль «Виктор Сухоруков. Рассказы Шукшина» прошел минувшим вечером на сцене Татарской государственной филармонии и стал одним из 13 концертов программы Международного фестиваля искусств «Филармониада» (в этом году проводится в 18-й раз – «РТ»). Этот концертный марафон каждый год охватывает все жанры сценического искусства – от классики до джаза, от разговорного до танцевального действа, от фольклора до эстрады. По признанию организаторов, поэтические вечера, как составная часть фестиваля, «имеют особое притяжение».
«Притяжением вечера» 10 декабря стал народный артист России Виктор Сухоруков. Моноспектакль, или музыкально-драматический концерт, шел под аккомпанемент Академического оркестра русских народных инструментов имени Н.Н.Некрасова. На сцене под руководством дирижера Евгения Волчкова играли несколько десятков музыкантов. Мелодии, фольклор идеально сошлись в программе с рассказами Шукшина.
Зал был полон, многие зрители пришли на спектакль с букетами, что не слишком характерно для довольно скупой на эмоции казанской публики.
Спектакль начался практически в заявленное время, без излишних и долгих представлений участников. Лиричное вступление оркестра, которое можно было считать небольшой разминкой перед основным действом, было прервано громогласным «Даешь сердце!», после чего из глубины сцены появился сам Сухоруков, а на сцену полетели листки бумаги.
Сухоруков исполнил четыре произведения Василия Шукшина – «Даешь сердце», «Микроскоп», «Билетик на второй сеанс» и «Жил человек». В этих рассказах – живые портреты односельчан самого Шукшина из его родной деревни в Алтайском крае. Тут и ветеринарный фельдшер Козулин, тихий, спокойный и даже невзрачный человек, который «даже бабам не понравился», но вдруг взорвался после новостей о пересадке сердца. Андрей Ерин – человек со скупой на радости жизнью, столяр, который решил посвятить себя науке после покупки микроскопа (аппарат жена от греха подальше сдала в комиссионку). Тимофей Худяков, крепкий и хозяйственный, он вдруг на склоне лет начал испытывать тоску – «опостылело всё на свете».
Композиции рассказов, а это диалоги героя с окружающими, просты, как проста и речь, в которой есть место и грубоватой лексике, и даже брани, что характерно для произведений Шукшина. Эмоциональному, харизматичному и искреннему Сухорукову удался образ рассказчика, и он действительно заставил зрителей «и смеяться, и плакать».
…И ВРЕМЯ СОБИРАТЬ ЛИСТЬЯ
«Жил человек» – рассказ о маленьком, сухоньком больном человеке с синими глазами – стал финалом спектакля. Простое, но глубокое раздумье как Шукшина, так и Сухорукова о жизни, о судьбе и о смерти. Жизнь героя трудная, вспомнить добром практически нечего, отчего возникает вопрос о смысле бытия: «А зачем всё, зачем? И никуда с этим не докричишься, никто не услышит». На вопрос «Зачем?», заданный самому себе, автор отвечает: «Жить уж, не оглядываться, уходить и уходить вперед, сколько отмерено. Похоже, умирать-то не страшно».
Этот «роман со смертью» продолжился оркестровым «Из-за острова на стрежень», во время которого Сухоруков собрал разбросанные в самом начале спектакля листки бумаги. Зал аплодировал стоя, зрители несли цветы, а один юный почитатель таланта артиста попросил оставить автограф на одном из листочков, который оказался на полу в зале. Как призналась после спектакля мама подростка: «Ребенок просто счастлив».
Программа «Рассказы Шукшина» готовилась довольно долго, а ее премьера откладывалась из-за болезни 73-летнего Виктора Сухорукова (в марте 2025 года актер перенес второй инфаркт). Первый показ спектакля для зрителей прошел 8 августа в Москве на сцене Зеленого театра на ВДНХ.
В сети много лестных отзывов о концерте. Один из них особенно запомнился: «Я не был поклонником прозы Шукшина, но после спектакля что-то изменилось, пошел да и купил те самые рассказы, которые исполнял Сухоруков».
Виктор Сухоруков – ныне лицо отечественного театра и кино – долго был неизвестен широкой публике. Слава пришла к нему после съемок в культовых фильмах Алексея Балабанова «Брат» и «Брат-2», после которых за артистом закрепилось бандитское амплуа. «Спрыгнуть» с него актеру удалось после роли императора Павла I в фильме «Бедный, бедный Павел». Затем в его фильмографии были такие знаковые фильмы, как «Остров», «Рай», «Годунов», и многие другие. Сухоруков также сыграл главную роль в этно-триллере «Микулай» татарстанского режиссера Ильшата Рахимбая.
Фото: Ольга Акимичева