Ученый с «непрофессорскими» руками

veterenar-11

 

В Сочи завершился VI Международный ветеринарный конгресс «Единый мир – единое здоровье», в рамках которого состоялось награждение победителей всероссийского конкурса «Трудовые династии в ветеринарии».

Одной из самых многочисленных и старейших ветеринарных династий, внесших большой вклад в развитие ветеринарных наук в России, признана семья Титовых из Татарстана. 17 членов этой династии трудились и продолжают работать на ниве ветеринарной медицины в общей сложности более 500 лет. Глава династии Вениамин Васильевич Титов посвятил ветеринарии 64 года и лишь в прошлом году ушел на заслуженный отдых.

ИЗ АВИАЦИИ – В ВЕТЕРИНАРЫ

Вениамин Титов родился в 1929 году в деревне Большая Шишовка Санчурского района Кировской области. Как и многие мальчишки военных лет, росшие в пору бурного развития самолетостроения, мечтал о романтических профессиях. По окончании школы поступил в Казанский авиационный институт, но вскоре понял, что не лежит у него душа к холодному, пусть и крылатому металлу.

Как сложилась бы его дальнейшая судьба, никто не знает. Если бы не мудрость отца: приехал как-то Василий Федорович в Казань навестить новоиспеченного студента и заметил, что тот хотя и успешно, но без всякого энтузиазма грызет гранит авиационных наук. И когда Вениамин огорошил его сомнениями по поводу своего жизненного выбора, отец – участник войны, рабочий человек, далекий от романтики, – сказал: «Жизни ты еще не видел. Бери академический отпуск, поработаешь годик – может, поймешь, что тебе надо». И забрал сына работать к себе на марийский сплавной участок.


Работа Вениамина Васильевича отмечена орденами и медалями, многочисленными грамотами, и только руки у него не «профессорские», а натруженные, поврежденные артритом из-за того, что нередко приходилось делать вскрытия животных на морозе


ВМЕСТЕ ПО ЖИЗНИ

Вениамин определился уже через год: отказался от заоблачных мечтаний и решительно отнес документы в Казанский ветеринарный институт им. Н.Э.Баумана. И не только нашел там профессию, но и Галину Сысоеву – человека со сходным мировоззрением и интересами. С нею рука об руку они пошли по жизни с первого курса. Вместе окунулись в учебу, а по мере углубления знаний увлеклись научно-исследовательской работой.

Будучи студентом, Вениамин Васильевич под руководством основателя казанской школы ветеринарных патологоанатомов доктора ветеринарных наук Карла Боля и великолепного ветеринарного диагноста профессора Виктора Чагина выполнил три экспериментальные работы, с увлечением трудился в лаборатории.

После окончания института Вениамина и Галину оставили для продолжения обучения в аспирантуре, и в этом же институте у них начался трудовой путь. Защитили кандидатские диссертации, прошли все ступени развития и становления как научные и педагогические работники. Вениамин Васильевич стал достойным учеником профессора Карла Боля, на его счету более 120 научных трудов и с десяток изобретений. Галина Сергеевна проработала все годы в ветинституте, занималась преподавательской и научной деятельностью.

Оба брата Галины Сергеевны, Владимир и Валерий Сысоевы, окончили Казанский ветинститут. Старший,  Владимир Сергеевич, после окончания вуза в 1961 году по направлению работал в Казахстане сначала главным районным ветврачом, затем заместителем начальника райсельхозуправления, директором совхоза. В родной Татарстан он вернулся в начале 70-х и возглавил ветслужбу Сабинского района. Младшего, Валерия Сергеевича, увлекала научная стезя, он стал доктором сельскохозяйственных наук и сейчас служит первым проректором Института экономики и предпринимательства в Москве, преподает в Тимирязевской академии. Сомнений в выборе профессии не было и у их детей – Сергей Владимирович и Елена Валерьевна тоже посвятили себя ветеринарии. Двоюродные братья Вениамина Васильевича, Пахмутов Игорь Аркадьевич и Кузнецов Василий Павлович, также по его примеру окончили Казанский ветеринарный институт и посвятили себя ветеринарии, а их сыновья продолжили выбор отцов.

titov2-11 Вениамин Васильевич – автор 120 научных трудов, в том числе немало изобретений.

Работа Вениамина Васильевича отмечена орденами и медалями, многочисленными грамотами, и только руки у него не «профессорские», а натруженные, поврежденные артритом из-за того, что нередко приходилось делать вскрытия животных на морозе. Еще бы, ведь его работа как ученого и патологоанатома была далеко не сидячей. Приходилось постоянно ездить в командировки, выявлять причины падежа скота, быть, как говорится, на передовой.

В советские годы ученых закрепляли за сельскими районами, в которые регулярно выезжали на проверки и для консультаций. Вот что Титов рассказал о тех временах: «К отрасли животноводства было постоянное внимание на уровне обкома партии. Я был куратором Октябрьского (ныне Нурлатский) района, но постоянно поддерживал связь с колхозами, совхозами, ветеринарными специалистами большинства районов Татарской АССР, соседних областей и автономных республик Среднего Поволжья.

Помнится, в 1965 году в Нурлатском районе появился ящур, и власти республики туда сразу же направили ликвидационную комиссию. В ее составе был и я, как специалист по патоморфологии и микологии. И вот вечером к нам приходит местный священник и говорит: «Ребята, чем я могу вам помочь?» Мы дали ему инструкцию о мероприятиях по предупреждению и ликвидации заболевания животных ящуром. Так он «перевел» ее на церковный язык и в форме проповеди указал прихожанам, что им следует делать, чтобы заболевание быстрее прекратилось.

На следующий день едем с главным врачом по деревням, смотрим – бродяжничество скота прекратилось, дорожки во все дворы посыпаны золой, на животноводческих фермах установлены дезинфекционные барьеры, в общем, население выполнило все инструкции. Когда по возвращении в Казань мы пошли отчитываться в обком партии, там уже знали, что к борьбе с ящуром мы привлекли батюшку. Нас за это не отругали…


Дело своей жизни – профессию – супруги Титовы передали своим детям Владимиру, Василию, Любови и Ирине. Да и могло ли быть иначе, если с младенчества они жили в окружении специализированной ветеринарной литературы, приборов, препаратов, лабораторных свинок?


В те годы для проверок не требовалось никаких согласований с прокуратурой – ветврачей направлял и с нас спрашивал обком партии. Это сейчас, чтобы проверить какое-нибудь хозяйство, ветврачи должны написать прошение в прокуратуру, и юристы, порой совсем несведущие в животноводстве, не представляющие масштабов возможных последствий болезни, должны решать – давать добро на проверку или нет», – сетует Вениамин Васильевич.

По заданию главного управления ветеринарии Минсельхоза СССР для выяснения причин падежа овец Титов выезжал также в колхозы и совхозы Азербайджана, а когда в Казахстане  случился падеж лошадей, поехал туда выяснять причину. А в постсоветское время его привлекали в качестве консультанта – в США, например, когда там по почте рассылались конверты со спорами сибирской язвы.

ПРОФЕССИЯ В КАЧЕСТВЕ ПРИДАНОГО

Дело своей жизни – профессию – супруги Титовы передали своим детям Владимиру, Василию, Любови и Ирине. Да и могло ли быть иначе, если с младенчества они жили в окружении специализированной ветеринарной литературы, приборов, препаратов, лабораторных свинок? Порой даже разговоры во время обеда здесь превращались в лекции по анатомическим особенностям рыбы или птицы – в зависимости от того, что подавалось на стол.

Казалось бы, все это могло, напротив, вызвать у детей эмоциональное отторжение. Но, видя, насколько взрослые любят и уважают свою работу, дети были уверены, что на свете нет профессии лучше и благороднее, чем обязанности ветеринара.

Младшей, Ирине, особенно нравилось помогать маме на кухне, ведь приготовление еды превращалось в практические занятия по определению качества и безопасности пищевых продуктов. Поэтому, поступив в Московскую ветеринарную академию имени Скрябина, она увлеклась вопросами биологической безопасности животного сырья и продуктов. Сейчас Ирина Титова (Тарутина) работает ведущим советником отдела госветинспекции в Главном управлении ветеринарии Кабинета Министров Республики Татарстан. Муж Ирины Виктор также из семьи ветеринарных врачей в трех поколениях.

Старшая дочь Вениамина Васильевича, Любовь Мадисон, не только сама окончила Казанский ветинститут, но и супруга из ветеринарной семьи нашла: родители Виктора Владимировича посвятили ветеринарному делу 68 лет жизни. Сейчас в семье Мадисон уже третье поколение ветеринаров в лице 28-летнего сына ветврача Владимира, успехи которого в научной работе отмечены стипендией фонда Виктора Пинчука.

Отрадно сознавать, что в наше время есть такие замечательные ветеринары, душой болеющие за свое дело.

Вы уже оставили реакцию
Новости Еще новости