ГОСУДАРСТВО ВЗЯЛОСЬ ЗА ВНЕБЮДЖЕТ
Отличники и хорошисты поступали в вузы, а двоечники и троечники шли учиться в профтехучилища, чтобы затем влиться в ряды рабочего класса. По такому простому и понятному принципу функционировала советская система образования. Всё изменилось в конце 90-х, когда прозябающим в нищете государственным вузам разрешили зарабатывать деньги, и на платные экономфаки и юрфаки хлынули миллионы троечников, которых в прежние времена не пустили бы даже на порог университетов и академий. Кроме государственных появились коммерческие вузы, которые также взялись плодить модных экономистов и юристов.
Всё это продолжалось четверть века, пока не выяснилось, что стране катастрофически не хватает инженеров и рабочих рук, а многочисленные выпускники вузов, получившие за деньги дипломы для галочки, по факту никому не нужны и работают в лучшем случае продавцами.
В апреле этого года глава Минобрнауки РФ Валерий Фальков анонсировал реформу платного высшего образования. По его словам, внебюджет также нужно нацелить на задачи государства и урезать количество мест на гуманитарных направлениях. Уже в мае Президент РФ Владимир Путин подписал соответствующий закон о государственном регулировании приема платников в вузы, он вступил в силу с 1 сентября.
И вот – новая инициатива. О пороговом результате ЕГЭ в 50 баллов для поступающих на платные отделения вузов говорится в проекте Минобрнауки РФ «Об утверждении методики определения предельного количества мест для приема на обучение по образовательным программам высшего образования по договорам об образовании на 2026/27 учебный год».
В документе указано, что в вузе может оказаться нулевое число платных мест при «значении среднего балла ЕГЭ лиц, принятых на обучение по договорам об оказании платных образовательных услуг в 2025/26 учебном году, менее 50 баллов». То есть при согласовании вузам количества внебюджетных мест на следующий год федеральное министерство будет учитывать показатели приема этого года. И если окажется, что вуз массово набирает на внебюджет слабых абитуриентов с низкими результатами ЕГЭ, количество платных мест ему урежут или вовсе ликвидируют.
Стоит отметить, что в октябре Минобрнауки РФ утвердило минимальные баллы ЕГЭ, которые дают право выпускнику школы 2026 года поступать в вуз: по русскому языку, профильной математике, биологии, химии, истории, иностранному и литературе – это 40 баллов, по физике – 41, по информатике – 46. Получается, что сами абитуриенты с посредственными результатами подавать документы в вузы могут, но для вузов зачислять их – себе дороже.
ЛУЧШЕ МЕНЬШЕ, ДА ЛУЧШЕ
– Позиция государства вполне понятна и основана на анализе рынка труда и существующего на нем дисбаланса: государство не может позволить вузам готовить не востребованных на рынке специалистов. Речь здесь в первую очередь идет о гуманитарных направлениях, – считает проректор по учебной работе КНИТУ-КХТИ Дильбар Султанова. – У нас в университете есть внутренний рейтинг востребованности направлений среди абитуриентов, который мы как раз составляем по среднему баллу ЕГЭ. Так вот даже у направлений-аутсайдеров этот показатель начинается с отметки 65 баллов, так что не думаю, что планируемые нововведения как-то негативно скажутся на нашем приеме.
Такого же мнения и в Казанском федеральном университете. Ответственный секретарь приемной комиссии КФУ Александр Бибик уверен, что новые ограничения не приведут к финансовым потерям:
– КФУ последовательно реализует стратегию повышения качества образования: происходит постепенное сокращение общего контингента студентов и повышение требований к уровню подготовки абитуриентов. В КФУ уже не первый год на большинстве образовательных программ существует конкурс и на бюджетные, и на платные места. Даже среди контрактников мы отбираем тех, кто демонстрирует высокие результаты на ЕГЭ. Средний балл ЕГЭ у поступающих на внебюджетные места стабилен и находится на достаточно высоком уровне, – отметил Бибик, не назвав однако этот средний балл.
БРАТЬ СО 150 БАЛЛАМИ – СЕБЯ НЕ УВАЖАТЬ
Проректор по развитию и инновациям Казанского энергоуниверситета (КГЭУ) Ирина Ахметова заверила, что в их вузе результаты ЕГЭ студентов на коммерческих местах немногим ниже показателей тех, кто учится бесплатно: если у бесплатников проходной балл был от 210, то у платников – от 180 за три предмета.
– Уважающий себя университет со 150 баллами не принимает на платное обучение. Потому что есть такой очень жесткий показатель – средний балл ЕГЭ поступивших на очное обучение. И он считается у всех зачисленных, независимо от того, платники это или бюджетники. Поэтому брать студентов с низкими баллами мы не можем, это мгновенно сказывается на нашем рейтинге в мониторинге эффективности вуза Минобра, мы сразу рискуем попасть в неэффективные вузы, поэтому все-таки марку держим, – объяснила проректор КГЭУ. – Понятно, что вузам интересен внебюджет, потому что мы можем на эти деньги открывать лаборатории, развиваться, но баланс между качеством и количеством студентов должен быть. Тем более, сейчас очень много бюджетных мест на инженерно-технических специальностях, мы получаем госзадание, деньги из бюджета, у нас проблем с финансированием нет.
– Как в вашем вузе происходит распределение мест на внебюджете? Там тоже конкурс? – поитересовалась у Ахметовой корреспондент «РТ».
– Конечно, у нас здоровая конкуренция среди платников, особенно на социогуманитарных направлениях. Бывает, абитуриента, которые сдали ЕГЭ совсем ниже плинтуса и понимают, что на бюджет никуда не пройдут, сразу подают на платное, просят квитанцию, оплачивают ее еще в июне и пребывают в полной уверенности, что поступили. Но мы обычно ждем, когда в начале августа в вузах появятся приказы о зачислении на бюджет, после этого те ребята с хорошими, нормальными баллами, которые не прошли на бюджет в каком-то московском вузе, идут к нам на платное. Таким образом мы получаем очень сильную категорию платников. И первым слабым абитуриентам приходится отказывать и возвращать деньги, договором это предусмотрено.
А вот в КНИТУ-КАИ считают, что ограничение в 50 баллов для платников достаточно чувствительное.
– В среднем на платной форме балл ЕГЭ у нас где-то 63-64. Конечно, 150-160 баллов за три экзамена – маловато для поступающего в вуз, тем не менее, на платное и такие ребята приходят, и их довольно много. Если ограничение введут, вуз потеряет не сотни, но десятки абитуриентов. На финансовой стабильности самого вуза это не скажется, но абитуриенты лишатся возможности стать студентами, – отметил доцент кафедры экономики управления на предприятии КНИТУ-КАИ Роман Моисеев, который во время приемной кампании этого года занимал пост проректора по образовательной деятельности и в курсе ситуации.
По словам Моисеева, на технических и IT-направлениях в КАИ в этом году был конкурс и среди внебюджетников. Зачисляли в первую очередь тех, у кого были лучше результаты ЕГЭ, а тем, кому не хватило мест на желаемых направлениях, предлагали другие специальности.