В настоящее время в Министерстве энергетики России обсуждаются планы по возобновлению строительства Татарской атомной электростанции, которое было прекращено в 1990 году под давлением общественности. Развитие атомной энергетики – одна из ключевых тем, стоящих сегодня перед Минэнерго, хотя даже по прошествии 30 лет с момента аварии на Чернобыльской АЭС публично об этом пока говорится редко.
ВОЗВРАЩЕНИЕ К МИРНОМУ АТОМУ?
Напомним: в конце семидесятых годов прошлого века необходимость в возведении АЭС возникла после ввода в эксплуатацию таких промышленных гигантов, как КамАЗ, «Нижнекамскнефтехим», «Нижнекамскшина». Тогда в республике ощущался острый дефицит электроэнергии. И в 1978 году ЦК КПСС принял решение о строительстве Татарской АЭС. К концу восьмидесятых годов станция, сооружаемая в поселке Камские Поляны Нижнекамского района, была в высокой степени готовности. Однако довести ее до ума помешали заявления экологов о том, что объект будто бы находится в зоне тектонически активного Камского разлома (сейчас эта версия подвергается сильному сомнению), а также произошедшая в 1986 году Чернобыльская катастрофа и начавшаяся перестройка с последующим развалом Советского Союза. В итоге Верховный Совет ТАССР в 1990 году выпустил постановление о прекращении строительства АЭС.
Вместе с тем в ноябре 2013 года распоряжением Правительства РФ, подписанным Премьер-министром Дмитрием Медведевым, была утверждена схема территориального планирования Российской Федерации в области энергетики до 2030 года. В документ включено строительство новых и расширение существующих объектов энергетики. В перечне из девяти атомных электростанций есть и Татарская АЭС, возведение которой с нуля предполагается там же, в Камских Полянах, как сказано, с целью покрытия дефицита энергобаланса Татарстана. Планируется использовать два новейших реактора ВВЭР-1200 с общей установленной мощностью 2300 мегаватт. Согласно этому проекту в Поволжье должна появиться еще и Нижегородская АЭС. Пока в регионе действует одна атомная станция – Балаковская в Саратовской области.
Как утверждают в Росатоме, после аварии на Чернобыльской АЭС российские нормативы безопасности по строительству атомных электростанций стали самыми жесткими в мире. По данным этой государственной корпорации, в настоящее время в стране эксплуатируются 10 АЭС, которые вырабатывают около 17 процентов от всего производимого электричества. И сооружаются еще 11 станций.
В ноябре 2013 года распоряжением Правительства РФ была утверждена схема территориального планирования РФ в области энергетики до 2030 года. В документ включено строительство новых и расширение существующих объектов энергетики. В перечне из девяти атомных электростанций есть и Татарская АЭС, возведение которой с нуля предполагается там же, в Камских Полянах
«АЭС России вносят заметный вклад в борьбу с глобальным потеплением. Благодаря их работе ежегодно предотвращается выброс в атмосферу 210 млн тонн углекислого газа. С 1999 года на российских АЭС не зафиксировано ни одного серьезного нарушения безопасности, классифицируемого по международной шкале ядерных событий (INES) выше нулевого (минимального) уровня», – говорится в сообщении Росатома.
«Никакая другая энергия не может заменить атомную. Планы по строительству Татарской АЭС есть в федеральных программах», – заявил на днях генеральный директор ОАО «Генерирующая компания» («Татэнерго») Раузил Хазиев.
К слову, в схему вошли и другие татарстанские объекты энергетики, которые предполагается построить либо расширить до 2030 года. Это, к примеру, Нижнекамская ГЭС, так и не достроенная до проектного уровня, новая тепловая станция в Набережных Челнах, Нижнекамская ТЭЦ-1, Казанская ТЭЦ-1, Новоелабужская ТЭЦ, Уруссинская ГРЭС и ряд других.
К сожалению, в списках данного документа не значится одна из крупнейших тепловых конденсационных электростанций России федерального значения и системообразующая в Поволжье Заинская ГРЭС (входит в состав Генерирующей компании – «Татэнерго»), которая остро нуждается в модернизации. Ее ресурс неуклонно снижается из-за морально и физически устаревшего оборудования и к 2019 году, по расчетам экспертов, может иссякнуть.
РАБОТЫ ХВАТИТ ВСЕМ ИНВЕСТОРАМ
Мегапроект по модернизации Заинской ГРЭС (государственной районной электростанции), по некоторым данным, оценивается в более чем 130 млрд рублей. Один инвестор, каким бы он ни был солидным, такую финансовую ношу не потянет. А у республики и страны денег на обновление стратегически важной электростанции нет. Поэтому руководство Татарстана и Генкомпании уже который год ведет интенсивные переговоры с китайскими, американскими, французскими, российскими и прочими инвесторами. Правда, сюда вмешалась западная санкционная политика, в немалой мере навредившая переговорному процессу.
| Раузил ХАЗИЕВ, генеральный директор ОАО «Генерирующая компания» («Татэнерго»): | |
| Никакая другая энергия не может заменить атомную. Планы по строительству Татарской АЭС есть в федеральных программах. | |
«Работы на этой ГРЭС хватит всем желающим вложиться в нее, – отмечает Раузил Хазиев. – Там каждый из 12 энергоблоков мощностью по 200 мегаватт можно рассматривать как отдельную станцию. И если привлечем 12 партнеров, с ними со всеми будем договариваться. Думаю, в этом году мы выйдем на какой-то контракт».
В марте текущего года дело, кажется, сдвинулось с мертвой точки. В Казани между Генерирующей компанией и фирмой «Фениче Рус» – дочерним предприятием франко-итальянского энергосервисного холдинга EDF Fenice – был подписан меморандум о сотрудничестве по модернизации ЗайГРЭС. Предполагается, что иностранцы построят на станции два-три блока. Надеемся, этим планам не помешают нынешние политико-экономические реалии».
По мнению Раузила Хазиева, установленная мощность в 2400 МВт Заинской ГРЭС на современном этапе уже не нужна. «Татнефть» модернизирует Нижнекамскую ТЭЦ-2, ТАИФ – Нижнекамскую ТЭЦ-1
и так далее, что повлечет увеличение мощности в регионе. «Поэтому мы считаем, что на ГРЭС достаточно оставить одну тысячу мегаватт, чтобы обслуживать территорию ее охвата, – рассказывает руководитель татарстанской энергетической компании. – Избыточное оборудование слишком дорого обходится. Однозначно – что-то будет выводиться из эксплуатации. Самое, на мой взгляд, эффективное техническое решение – строительство новых блоков, которые будут устанавливаться поэтапно, первые из них мы хотели бы видеть в 2019–2020 годах».
Рассматриваются разные варианты привлечения инвестиций в этот проект, в том числе путем заключения концессионных соглашений. То есть инвестор построит объект, будет его эксплуатировать на праве частной собственности, а когда вернет потраченные деньги, передаст его «родному» владельцу.
УТРОМ – ДЕНЬГИ, ВЕЧЕРОМ – РЕБРЕНДИНГ
Как ни парадоксально, на сегодня Раузил Хазиев является генеральным директором сразу двух предприятий – ОАО «Генерирующая компания» и АО «УК «Татэнерго», которое до сих пор номинально существует с незначительными активами, но не осуществляет производственную деятельность и не фигурирует на внутреннем и внешнем рынках. Став в 2012 году руководителем Генкомпании, Хазиев практически сразу выкупил бренд «Татэнерго» – название, носимое большой энергетикой Татарстана с 1931 года (нынче она отмечает 85-летие). Но в свое время в связи с реформированием энергосистемы и распадом «Татэнерго» на ряд предприятий этот бренд не отошел ни к одному из них. Так он и завис в воздухе.
В апреле 2014 года Федеральная антимонопольная служба удовлетворила ходатайство руководства Генерирующей компании о ее реорганизации в форме присоединения к «Татэнерго». Однако почему же это предприятие, обладая брендом, хорошо известным за пределами Татарстана и благодаря этому сулящим неплохие дивиденды, и ныне официально носит безликое наименование «Генерирующая компания», не привязанное к ее территориальной принадлежности и не имеющее хотя бы номерной знак, какой есть у некоторых аналогичных структур? К примеру, под названием «ОАО «ТГК-16» работает «Территориальная генерирующая компания – 16», созданная на базе выкупленных у Генкомпании Казанской ТЭЦ-3 и Нижнекамской ТЭЦ-1. Пронумерованы и многие другие региональные генерации.
По словам Раузила Хазиева, ребрендингу пока препятствует финансовый вопрос. «Когда мы начинали работать по проекту модернизации Казанской ТЭЦ-2 – строительства современнейшей парогазовой установки на 220 мегаватт, взяли кредиты на 11 млрд рублей под гарантии Правительства России у Внешэкономбанка, Газпромбанка, Сбербанка, – объясняет он. – И все кредитные документы подписывали под эгидой Генерирующей компании. Опасаемся, что при переоформлении документов, сопряженном со структурными изменениями предприятия, потеряем часть денег. Вот когда погасим этот заем, тогда будем функционировать под одним официальным названием – «Татэнерго». На сегодня из 11 млрд выплатили 5,3 млрд рублей».
Так что придется малость подождать.
| это любопытно «Дорожные приставы» борются с должникамиТатарстанцы задолжали энергетикам за тепло полтора миллиарда рублей. Для борьбы с неплательщиками Генерирующая компания закупила экспериментальные аппаратно-программные комплексы «Дорожный пристав», предназначенные для поиска автомобилей (по их номерам) должников. Одна установка еще в конце 2014 года была передана в Нижнекамск, в прошлом году одной снабдили Набережные Челны и двумя – Казань. При стоимости прибора от 250 до 330 тысяч рублей общие затраты на это оборудование окупились уже через несколько месяцев: на конец марта текущего года при помощи «Дорожных приставов» была погашена просроченная задолженность за тепловую энергию почти на 2,5 млн рублей. Причем энергетики вкупе с сотрудниками ГИБДД и судебными приставами оказали помощь и другим предприятиям жилищно-коммунального хозяйства, в частности водоканалам, которым потребители задолжали за услуги. Было обнаружено немало «КамАЗов», «Мерседесов» последнего «писка», других крутых автомобилей, владельцы которых, далеко не бедные, не желали расплачиваться по счетам. Выявлены и алиментщики, вынужденные на месте, как и другие нарушители финансовой дисциплины, погасить долги перед своими брошенными детьми. |

