ВИНОВАТЫ ВОДИТЕЛИ
Как отметил Премьер-министр Татарстана Алексей Песошин, вопросам безопасности дорожного движения уделяют особое внимание.
«Учитывая ситуацию с аварийностью на дорогах мы определили приоритеты, конкретные задачи и сроки их выполнения. Продолжается работа по строительству, реконструкции и ремонту автомобильных дорог. На постоянной основе выявляются места концентрации ДТП и потенциально опасные участки. Принимаются меры по устранению причин аварий с тяжелыми последствиями на этих участках», — рассказал он.
По словам Алексея Песошина, сегодня в республике более 85% ДТП происходят по вине водителей.
«На долю таких происшествий приходится более 80 процентов погибших и около 90 процентов раненых. Все это еще раз свидетельствует о низкой культуре вождения. Недостаток кадров в дорожной инспекции также ухудшает результаты работы по обеспечению безопасности на дорогах», — подчеркнул глава Правительства РТ.
ЖИЗНЬ СОКРАЩАЕТ КОРОТКАЯ ДИСТАНЦИЯ
С основным докладом выступил начальник Управления Госавтоинспекции МВД по РТ Рустем Гарипов. «Самыми смертоносными видами ДТП в Татарстане остаются столкновения транспортных средств. Несмотря на снижение числа жертв в результате выезда на встречную полосу, резко возросло количество погибших из-за несоблюдения безопасной дистанции. Число погибших при нарушении очередности проезда осталось прежним», — рассказал он.
По словам Рустема Гарипова, второе месте по тяжести последствий занимают наезды на пешеходов, с ростом погибших на нерегулируемых переходах. На третьем месте — съезды с дороги, где основные причины трагедии — игнорирование ремней безопасности, управление в состоянии опьянения и вождение без прав.
Начальник Управления Госавтоинспекции МВД по РТ привел статистику, по которой за 10 месяцев при столкновении машин в регионе погибло 148 человек — это почти 54% от общего числа аварий. Наезды автомобилей стали причиной гибели 43 пешеходов. Неконтролируемый съезд с дороги привел к смерти еще 37 человек.
Рустем Гарипов уточнил, что за отчетный период сотрудники ДПС пресекли в республике более 17 тыс. опасных маневров.
«Комплексы фотофиксации играют важную роль в предотвращении встречных столкновений. Для контроля на участках дорог в районах, где установка стационарных или передвижных комплексов невозможна, применяются антивандальные боксы, обеспечивающие круглосуточную защиту оборудования от повреждений. Именно такой бокс проходит тестирование в Приволжском районе Казани. На 2026 год запланирована закупка 21 единицы такого оборудования», — рассказал докладчик.
Особое внимание спикер уделил статистике аварий с участием детей. По его словам, наблюдается тревожная тенденция: за 10 месяцев 2025 года зафиксировано 405 ДТП с участием несовершеннолетних, что превышает показатель прошлого года на 35 случаев. В результате автоаварий в 2025 году погибли 15 детей, тогда как в 2024 году эта цифра составляла 10 человек. Число раненых также выросло: в этом году пострадали 433 ребенка. Для сравнения: за тот же период 2024 года в авариях пострадали 396 маленьких жителей Татарстана.
«Потеря даже одной жизни — это невосполнимая утрата. Наш долг — приложить все усилия для предотвращения подобных случаев», — подчеркнул Рустем Гарипов.
По мнению руководителя Управления Госавтоинспекции МВД по РТ, одной из частных причин аварий является и плохое освещение дорог. Более 1,6 тыс. километров автотрасс остаются неосвещенными, что создает серьезные риски для безопасности водителей и пассажиров.
ЧЕМ ЛУЧШЕ ТРАССА, ТЕМ ВЫШЕ БЕЗОПАСНОСТЬ
Министр транспорта и дорожного хозяйства РТ Фарит Ханифов доложил на совещании о реализации в Татарстане национального проекта «Инфраструктура для жизни».
По его словам, в этом году в рамках нацпроекта в республике отремонтировали около 200 километров дорог общего пользования. Параллельно идет работа по снижению числа ДТП и смертельных случаев, основанная на анализе аварий, произошедших в 2024 году.
«На дорогах общего пользования выявлено 135 опасных участков, включая 45 мест концентрации ДТП, 29 потенциально опасных участков, 27 зон аварийности и 34 участка с единичными ДТП с тяжкими последствиями. На всех этих участках мы повысили безопасность, приняв следующие меры: снизили скорость, изменили организацию движения, поправили знаки и разметку, а также установили дополнительное освещение», — сообщил Фарит Ханифов.
Однако анализ аварийности не показывает положительной динамики.
«Этот показатель всегда напрямую зависел от состояния дорог: чем больше автотрасс находится в нормативном состоянии, тем выше безопасность на них. В последние десять лет это правило действовало, но в нынешнем году ситуация изменилась, что-то пошло не так», — заявил министр.
К слову, в 2025 году в Татарстане построили и реконструировали 174 километра дорог федерального, регионального и местного значения. Все они соответствуют последним нормативным требованиям, включая стандарты безопасности дорожного движения. Кроме того, провели капитальный ремонт на 1 470 километрах и текущий ремонт на более чем 293 километрах дорог.
«Устройство слоев износа на федеральных дорогах в этом году показало свою эффективность. Мы обновили 238 километров дорожного покрытия и значительно улучшили состояние трасс. Будем применять этот успешный подход и на наших региональных дорогах», — отметил глава Минтранса РТ.
ТУКАЕВСКИЙ РАЙОН — В «КРАСНОЙ ЗОНЕ»
В ходе заседания стало известно, что в Тукаевском районе зафиксирован значительный рост аварийности — показатель увеличился в 2,5 раза. Это вызвало резкую реакцию Раиса республики Рустама Минниханова, который потребовал незамедлительно объяснить сложившуюся ситуацию.
С оправданиями выступил глава района Камиль Назмиев. Он сообщил, что общая протяженность дорожной сети муниципалитета составляет около 1,3 тыс. километров и отметил, что благодаря реализуемым госпрограммам состояние дорог ежегодно улучшается. Однако Рустам Минниханов прервал его, заявив, что к работе по снижению аварийности «есть вопросы».
«Если взять работу вашей комиссии, вашего муниципального образования, она попала в „красную зону“. Мы не просили вас хвалиться. Пожалуйста, объясните причины произошедшего и расскажите, какая помощь необходима. У вас самый отстающий район», — отметил руководитель республики.
Рустам Минниханов подчеркнул, что не возлагает вину исключительно на власти района. Для детального разбирательства он поручил провести выездное заседание в Тукаевском районе заместителю Премьер-министра Татарстана Шамилю Гафарову и начальнику Управления Госавтоинспекции республики Рустему Гарипову.