Принятый Госсоветом во втором чтении законопроект «О театрах и театральном деле в Республике Татарстан» призван перевести в правовую плоскость вопросы жизнедеятельности театров, обеспечить стабильную работу творческих коллективов и защиту их прав.
Трудно в это поверить, но в российском законодательстве до сих пор отсутствуют такие понятия, как «театр» и «театральная деятельность». Аналогичный федеральный законопроект, разработанный еще в 1999 году, постоянно откладывается «до лучших времен». Поэтому неудивительно, что в ряде российских регионов решили не дожидаться федерального закона и восполнить правовой вакуум в рамках своей компетенции. В числе первых оказались и татарстанские парламентарии.
«До сегодняшнего дня в России не было закона о театрах, и нас это очень беспокоило, – прокомментировал законотворческую инициативу Татарстана председатель Комитета Госсовета РТ по культуре, образованию, науке и национальным вопросам Разиль Валеев. – Потому что мы – театральная республика, у нас много театров, и их работа должна регулироваться на основе закона… Деятели театра должны знать, какие задачи перед ними стоят, какие у них права и обязанности».
Председатель Комитета Госсовета РТ по культуре, образованию, науке и национальным вопросам Разиль Валеев: «До сегодняшнего дня в России не было закона о театрах, и нас это очень беспокоило. Потому что мы – театральная республика, у нас много театров и их работа должна регулироваться на основе закона…»
Работа над законопроектом «О театрах и театральном деле в Республике Татарстан» началась в конце 2014 года, к его подготовке были привлечены не только депутаты профильного комитета Госсовета, но и сами деятели театра. Больше того, еще до начала первых парламентских слушаний законопроект прошел общественное обсуждение на электронной площадке «Открытый Татарстан» и, кстати, получил только положительные отзывы. Правда, в собственно театральных кругах такого единодушия не наблюдалось, вопросов и пожеланий в адрес разработчиков законопроекта было достаточно, но при этом ни у кого не вызывала сомнений необходимость самого закона о театрах. И хочется думать, что ждать его осталось недолго.
По словам самих разработчиков, законопроект не содержит в себе каких-то «суперновшеств», главная его задача – узаконить те жизненные реалии и правовые механизмы, которые оказывают влияние на современную театральную ситуацию. И важнейшим из этих «механизмов» является постоянное внимание к театрам со стороны государства.
Проект закона определяет государственную политику республики в области театрального дела, полномочия органов госвласти в этой сфере, возможности финансирования и господдержки, а также права и обязанности театров. Иными словами, создавать условия для развития театрального искусства, совершенствовать материально-техническую базу театров и обеспечивать их квалифицированными кадрами – все это государство теперь будет обязано делать по закону (то есть после его принятия).
| Рауфаль МУХАМЕТЗЯНОВ, директор Татарского театра оперы и балета им.М.Джалиля: | |
| Будучи некоммерческой организацией, театр не может существовать без государственной дотации, он не зарабатывает, не получает прибыль. То есть получает убыток, который складывается из нашей прямой обязанности удовлетворять духовные потребности людей. | |
Наряду с государственными и муниципальными театрами законопроект закрепляет в правовом поле и такую данность нашего времени, как частные театры. Пока таких театров в Татарстане немного, и одна из причин этого, думается, связана как раз с неопределенностью, зыбкостью их правового статуса. Между тем именно на таких небольших, как правило, сценических площадках сейчас наиболее активно ведутся поиски нового театрального языка и новых форм диалога со зрителем.
Чтобы ни один из театров, постоянно действующих на территории республики, не выпал из поля зрения, все они, согласно законопроекту, войдут в государственный реестр, данные которого будут использоваться при разработке республиканских программ поддержки и развития театрального искусства.
Таким образом, все театры будут не только «на контроле», но и под защитой. В частности, по мнению директора Татарского театра оперы и балета им.М.Джалиля Рауфаля Мухаметзянова, республиканский закон о театрах призван защитить творческие коллективы от угрозы закрытия или сокращения финансирования под предлогом неэффективности их экономической деятельности. «Не раз приходилось сталкиваться с бюрократическими попытками перевести театры на хозрасчет, – напомнил он. – Будучи некоммерческой организацией, театр не может существовать без государственной дотации, он не зарабатывает, не получает прибыль. То есть получает убыток, который складывается из нашей прямой обязанности удовлетворять духовные потребности людей». С принятием нового закона, уверен Рауфаль Мухаметзянов, «вся наша деятельность будет узаконенной и защищенной».
Обязанности театров перед зрителями тоже четко прописаны. В частности, театральные помещения должны быть оборудованы всем необходимым для людей с ограниченными возможностями, а тексты афиш и другой наглядной информации оформляться на двух государственных языках республики. Отдельным пунктом разработчики предусмотрели льготы при посещении государственных театров для тех же инвалидов, а также учащихся, военнослужащих и других категорий зрителей.
Финансирование государственных и муниципальных театров, согласно документу, должно осуществляться из средств соответствующих бюджетов, а также из внебюджетных источников, включая доходы самих театров и спонсорские поступления. Объемы целевого финансирования будут зависеть от наполняемости зала, количества новых постановок и других критериев. Кроме того, дальнейшее развитие получит система грантовой поддержки театров. В настоящее время государственные гранты, причем довольно солидные, получают только наши «академики», что вызывает, мягко говоря, не только белую зависть у представителей других театров. Согласно же законопроекту, претендовать на гранты смогут театры и без статуса академического. Правда, механизм их распределения пока нигде не прописан, но, скорее всего, это будет происходить на конкурсной основе.
Работа над законопроектом «О театрах и театральном деле в Республике Татарстан» началась в конце 2014 года, к его подготовке были привлечены не только депутаты профильного комитета Госсовета, но и сами деятели театра
И напоследок – о десятой статье законопроекта, вокруг которой до сих пор не утихают споры. Речь в ней идет о необходимости периодической аттестации творческих работников театра, в ходе которой они должны подтвердить свою профессиональную квалификацию и творческую состоятельность. Прямо скажем, новшеством это тоже не назовешь. Попытки сделать подобные аттестации нормой жизни творческого коллектива были и раньше, но из-за отсутствия четких и объективных критериев, по которым можно оценить мастерство актера и степень его таланта, большинство театров от этой процедуры в свое время отказалось. Несмотря на то, что для многих из них была и остается актуальной проблема «актерского балласта».
Так, по информации Минкультуры России, в настоящее время 70–75 процентов театральных артистов работают по бессрочным договорам, из них около 25–30 процентов не востребованы в репертуаре, то есть не получают новых ролей и приходят в театр только за зарплатой. Аттестация творческих работников в какой-то мере могла бы повлиять на ситуацию, сдвинуть ее с мертвой точки, но при этом даже твердые сторонники контрактной системы признают, что тема эта очень щепетильная и здесь нужен особый, «человеческий подход». Кстати сказать, отсутствие федерального закона во многом объясняется тем, что разработанный проект вступал в противоречие с действующим Трудовым кодексом в части социальных гарантий работников театральной сферы.
В Татарстане ситуация несколько иная, многие наши театры уже сегодня перешли на контрактную систему, и потому слово «аттестация» пугает артистов не так сильно, как раньше. Но сомнения все равно остаются. К примеру, хороший актер может годами не получать ролей только потому, что главный режиссер «не видит» его в своих постановках, а других постановщиков в театре нет… Понятно, что в этой и похожих ситуациях артисты должны быть защищены. Вместе с тем проблема «балласта» в театрах все-таки существует, и они действительно нуждаются в притоке «свежей крови». Но как все это совместить, пока не очень понятно…

