СВАЛКИ ЗАКРЫВАЮТСЯ, СВАЛКИ ОТКРЫВАЮТСЯ
Проблема утилизации отходов обостряется в республике с каждым годом. Мусорные полигоны в городах и районах стремительно заполняются, их пытаются расширять, открывать новые, но бесконечно это продолжаться не может.
То, что гигантские свалки – не самый цивилизованный способ избавления от отходов, по крайней мере, для городов-миллионников, власти Казани и республики поняли уже давно. Поэтому в 2019 году в поселке Осиново Зеленодольского района началось строительство мусоросжигательного завода. Его планировалось оснастить оборудованием швейцарско-японского консорциума Hitachi Zosen Inova, которое позволит уничтожать 550 тыс. тонн мусора в год без вреда для экологии. Мэр Казани Ильсур Метшин объяснял тогда горожанам, что в Швейцарии подобные заводы работают в городах, рядом с детскими садами – настолько совершенна технология очистки, однако начавшееся строительство МСЗ всё равно вызвало протесты экоактивистов и местных жителей.
В результате стройка в Зеленодольском районе встала из-за санкций. А жителям поселка Осиново вместе с обитателями казанского ЖК «Салават Купере» пришлось несколько лет вдыхать ароматы переполненного мусорного полигона на улице Химической, который закрыли в конце прошлого года. Сейчас весь мусор из Казани и еще из 15 районов, где старые свалки пришлось закрыть, везут на полигон «Восточный», которого явно хватит ненадолго.
До истечения этого срока, в 2026 году планируется открыть гигантский мусороперерабатывающий комплекс в Пестречинском районе, что вызвало недовольство местного населения. Люди считают, что мегасвалка (после сортировки отходов часть из них будут перерабатывать, часть складировать) погубит местную природу и негативно повлияет на их здоровье. Аналогичные опасения высказывают жители Тукаевского района, где также должен появиться комплекс переработки отходов. Также в ближайшие годы должны открыть КПО в Алексеевском, Лениногорском и Верхнеуслонском районах республики.
ПРОСТО УТОНЕМ В МУСОРЕ!
Фото: Денис Гордийко / kzn.ru
На фоне надвигающегося мусорного коллапса новость о том, что в Верхнеуслонском районе, неподалеку от Иннополиса, появится мусоросжигательный завод, прозвучала позитивно.
– Ситуация с полигонами и размещением отходов критическая. Они переполняются, земля под ними выводится из оборота навсегда, а объемы мусора продолжают расти. Действующего в Казани полигона «Восточный» хватит еще максиму на 1,5 года, – констатировал гендиректор компании-регоператора УК «ПЖКХ» (обслуживает Казань и еще 21 район республики) Евгений Чекашов. – Мы стремимся увеличить переработку, но это решает проблему частично, не подлежащие переработке «хвосты» всё равно нужно куда-то девать. Строительство современных МСЗ – необходимость. Это проверенная мировая практика: заводы последнего поколения безопасно работают в центрах мегаполисов, утилизируя неперерабатываемое и производя энергию. МСЗ позволяют резко сократить захоронение отходов и создают стабильную и предсказуемую систему обращения с отходами. Это технологический этап, через который уже прошел весь цивилизованный мир. Без МСЗ мы просто утонем в мусоре!
Вполне благосклонно относятся сейчас к МСЗ и экоактивисты, при условии, что сжигать будут то, что нельзя переработать.
– Технология сжигания мусора целесообразна после полной сортировки отходов. Поэтому первое, что нужно наладить, это сортировка. То, что осталось, уже можно сжигать на оборудовании, которое прошло экспертизу и экологически безопасно, нужно учитывать и класс опасности сами отходов, – поделился мнение с корреспондентом «РТ» координатор проекта «Чистые Игры» в Татарстане Максим Антонов.
Фото: Марат Мугинов / kzn.ru
1000 КГ В ЧАС
Однако на деле оказалось, что ни о каком возведении МСЗ, даже малого, речь не идет. Там планируется открыть цех по производству мобильных мусоросжигательных установок, которые разработало казанское научно-производственное объединение «Нефрит».
Как рассказал «РТ» гендиректор НПО «Нефрит» Эдуард Вилищук, комплекс термического обезвреживания и утилизации отходов «Нефрит-Р» – это крематор небольшой мощности, который можно перевозить с места на место.
– В такой установке можно сжигать отходы 3–5 класса опасности, в том числе твердые коммунальные отходы. Проектная мощность – от 250 до 1000 кг мусора в час. 90% комплектующих российского производства, горелки производятся в Казани. Образующийся при горении газ поступает в другую камеру, где обезвреживается. На выходе остается зола, которая также экологически безопасна, ее можно закапывать. В процессе горения мусора образуется тепло, которое можно использовать.
Как выяснилось, интерес к передовой разработке «Нефрита» уже проявили несколько российских регионов. Первая установка должна отправиться в Надым (Ямало-Ненецкий АО). А вот в Татарстане, где мобильный крематор для отходов тоже мог бы пригодиться, интереса к нему пока никто не проявил.
Тем временем перспективы строительства МСЗ в Осиново, инвестором которого выступает ООО «АГК-2» («дочка» компании «РТ-Инвест», входящей в ГК «Ростех»), продолжают оставаться туманными. Одно время появилась надежда, что достроить мусоросжигательный завод помогут китайцы, и в Минстрое РТ даже называли предположительный срок сдачи объекта в эксплуатацию – декабрь 2025 года. Но, видно, что-то пошло не так, и сейчас мы получили из Минстроя следующий ответ: «Оборудование не закуплено, срок ввода объекта в промышленную эксплуатацию не определен».