«МЫ НЕ МОЖЕМ КОНКУРИРОВАТЬ С КИТАЙЦАМИ»
Торговые интернет-платформы начали стремительно развиваться в России в 2010-х годах, а во времена пандемии коронавируса в борьбе виртуальных магазинов с реальными произошел коренной перелом. Маркетплейсы тогда стали настоящим спасением для предпринимателей, чьи торговые точки закрыли по санитарным соображениям, в интернет хлынул и поток покупателей, которые до этого предпочитали бродить по торговым центрам, где всё можно рассмотреть вживую и потрогать.
Одновременно с ростом числа клиентов и открытием на каждом шагу пунктов выдачи Wildberries и Ozon маркетплейсы потихоньку ужесточали условия как для покупателей, так и для продавцов, увеличивая размер комиссии, вводя плату за прием и хранение товара, устанавливая строгие требования к упаковке, срокам доставки и пр. По словам селлеров, в последние полгода условия работы стали просто невыносимыми, аппетиты маркетплейсов выросли настолько, что они буквально дерут с предпринимателей три шкуры.
– У меня сейчас «Вайлдберриз» берет комиссию с продаж 43%, – рассказала «РТ» индивидуальный предприниматель Мария из Казани, которая три года продает на маркетплейсах товары для детей. – То есть если покупатель при заказе видит цену на вещь в две тысячи рублей, то с этих двух «ВБ» удержит с меня 43%, потом еще возьмет за хранение, за логистику, а если человек откажется от товара, то я заплачу еще и за обратную доставку. Плюс к этому нас обязывают маркировать продукцию – на каждом товаре должен быть код «Честного знака» (один код стоит 60 копеек), оформлять сертификаты или декларацию, это больше 100 тыс. рублей на каждый вид товара. В декабре я успела продать на «Вайлдберриз» товара на 40 тыс. рублей, но после вычетов комиссии, расходов на логистику я осталась еще и должна маркетплейсу полторы тысячи!
При этом, по словам Марии, для продавцов из Казахстана, чьи ИП зарегистрированы там же, комиссия на Wildberries составляет всего 10%.
– Но ведь казахстанские предприниматели платят налоги у себя в стране, а мы платим здесь. Та же история с Китаем, комиссия – 6–10%, без всяких сертификатов, без всякого «Честного знака». Это что за игра в одни ворота? Конечно, мы не можем конкурировать с прямыми поставщиками из Китая, которым еще и предоставили такие выгодные условия. Своих же топят! – возмущается женщина.
Сейчас Мария распродает остатки своего товара через соцсети и связываться с маркетплейсами больше не планирует.
По ее словам, ситуацию усугубило еще и то, что осенью для российских перекупщиков прикрыли популярный канал поставок из Китая – карго-доставку через посредников. Теперь ввозить товары можно только при наличии прямого договора с производителем из Поднебесной. Как объяснили «РТ» предприниматели, суть карго в том, что фура ехала из Поднебесной в Россию через Казахстан, а все товары в ней оформлялись на одно юрлицо. По сути, все договоренности о дальнейшем распределении груза держались на честном слове, тем не менее схема работала успешно много лет, пока в сентябре фуры на границе с Казахстаном не застряли почти на два месяца. Достоверной информации, почему так случилось, продавцы не получили, но решили, что это была некая показательная порка. По их словам, главный минус белого ввоза в том, что он обходится гораздо дороже, и для небольших ИП суммы получаются неподъемными.
– Я пришла на «Вайлдберриз» в конце 2023 года для дополнительного заработка, открыла ИП, радовалась, что дело пошло, начала получать небольшую прибыль, – поведала свою историю казанская мать-одиночка Гузель, которая продавала на маркетплейсе детские наборы для творчества, также привезенные из Китая через карго-доставку. – Но с осени комиссия на маркетплейсах стала огромной, заказывать товар из Китая можно только большими объемами, а не по 30–50 штук, как я заказывала. Это большие вложения, у меня таких сумм нет. Поэтому я всё распродала практически по себестоимости и в конце ноября и закрыла ИП. В нынешних условиях выгодно продавать можно только с наценкой в четыре-пять раз от изначальной стоимости товара, но кто это купит за такие деньги?
«НАПИСАЛА НА ПРЯМУЮ ЛИНИЮ ПУТИНА»
Несладко приходится не только перекупщикам, но и производителям, которые продают на маркетплейсах не китайский, а собственный товар. Например, Алина Сахипгараева продает сок из ростков пшеницы и цельнозерновую муку, от импорта не зависит: полный цикл производства от поля до упаковки проходит в Татарстане. На маркетплейсы производитель вышла в 2022 году.
– Раньше я продавала муку по 600 рублей за 5 кг и платила с них комиссию рублей 100, это была просто сказка. Но в последние полгода комиссии стали резко расти, и нам приходится поднимать цену для покупателя. Например, сейчас цена на те же 5 кило муки, которую видит покупатель на «Озоне» – 1700 рублей, из них 1100 я отдаю маркетплейсу. Это комиссия около 40%, плата за логистику, хранение. Но покупатели же не понимают всю эту систему, они думают, что это мы так загибаем цены, жируем. Естественно, продажи упали. Если раньше в день у нас было по 30 заказов на маркетплейсах, сейчас – всего два-три. При этом китайцам маркетплейсы почему-то предоставляют максимально выгодные условия для торговли. Почему такая несправедливость? Я сегодня написала на прямую линию Владимира Путина, чтобы государство приняло меры поддержки российских производителей, которые продают свой товар на маркетплейсах, – рассказала Сахипгараева.
«РОССИЙСКИЕ ПРОДАВЦЫ – В ПРИОРИТЕТЕ»
– Я думаю, маркетплейсы повышают тарифы из тех же соображений, что и все остальные: дорожает электричество, топливо и так далее, – попытался обосновать логику торговых интернет-платформ председатель Союза потребителей РТ Марс Исмагилов. – Понятно, что в минусе в итоге окажется конечный покупатель: цены на товары растут, а качество от этого далеко не всегда становится лучше, таков закон экономики. В том, что на наш рынок сейчас активно выходят китайские продавцы, я не вижу ничего плохого, таким образом мы, по сути, избавляемся от перекупщиков, которые ничего сами не производили, а продавали товары из Китая. Чтобы соблюдались нормы Закона «О защите прав потребителей», китайские продавцы должны быть зарегистрированы в России, у них должны быть ИНН и расчетный счет. Если маркетплейс пустил кого-то без этих условий, то и отвечать перед пострадавшим покупателем в случае чего придется ему.
Получить внятные ответы от пресс-служб самих маркетплейсов, почему россиянам и иностранным продавцам предлагают разные условия, нам не удалось. В Ozon, к примеру, нас заверили, что доля продажи товаров из-за рубежа за последние пять лет упала в четыре раза и не превышает трех-четырех процентов от общего объема.
«Наш основной приоритет – это развитие продаж российских продавцов, для которых мы продолжаем развивать логистическую инфраструктуру и пункты выдачи даже в самых небольших городах и удаленных регионах. Российский продавец за первые три года работы на Ozon наращивает свой бизнес в среднем в шесть раз и получает аудиторию в большинстве регионов России. Мы реализуем для них различные меры поддержки: от специальных программ для старта продаж до продвижения региональных производителей на отдельных витринах. Товары российских продавцов пользуются неизменной популярностью у покупателей прежде всего за счет удобной и быстрой доставки», – сообщили в пресс-службе маркетплейса.
В свою очередь от пресс-службы Wildberries & Russ мы получили следующий ответ на свой запрос:
«Мы не фиксируем отток продавцов с платформы, напротив – наблюдаем стабильный рост. Так, за 2024 год количество активных селлеров на платформе выросло на 22% по сравнению с 2023 годом. В свою очередь доход продавцов платформы за прошлый год вырос на 44%.
Выход на зарубежные рынки – Узбекистана, Казахстана, Китая, Кыргызстана, Таджикистана – требует от нас инвестиций в привлечение новых партнеров на витрину маркетплейса, целью которых является увеличение ассортимента для потребителей в странах присутствия площадки и предоставление возможности доступа на площадку для продавцов во всех странах присутствия Wildberries. Данные условия являются частью коммерческой политики платформы, которая разработана с учетом особенностей поставок из этих стран в Россию. Во всех странах присутствия условия сотрудничества с платформой зафиксированы в локальных офертах, которые могут отличаться друг от друга.
При этом по сравнению с другими странам в России у Wildberries несравнимо более развитая логистическая инфраструктура. Российским селлерам доступны все продукты и сервисы для партнеров Wildberries, включая меры поддержки. По ряду моделей процент комиссии для российских продавцов начинается с 3% и не отличается от комиссий для иностранных селлеров».