«Спросите, почему бегут из школ»: идея депутата от Татарстана разобраться с семейным обучением вызвала резонанс

Усложнить правила перехода школьников на семейное образование и усилить контроль за их успеваемостью предложил депутат Госдумы от Татарстана Илья Вольфсон. В Минобрнауки РТ подтвердили, что «семейников» становится больше, и отметили, что они сдают ЕГЭ хуже обычных учеников. А родители, которые забрали детей из школ, предлагают чиновникам и депутатам озаботиться вопросом: «Почему они это сделали?»

Фото: © t.me/ivolfson

НЕ ПРОШЕЛ АТТЕСТАЦИЮ – ВОЗВРАЩАЙСЯ В ШКОЛУ

Напомним: по Федеральному закону «Об образовании в РФ» выбрать форму семейного образования для своего ребенка могут все родители, которые считают, что смогут своими силами или с помощью репетиторов обучить ребенка не хуже школьных учителей. Перейти на семейное обучение довольно просто: нужно отчислиться из школы, написав заявление на имя директора, и уведомить местный отдел образования, что теперь ребенок получает образование в другой форме. Формально «семейники» остаются прикрепленными к какой-либо школе, но появляются в ее стенах только для ежегодной промежуточной аттестации и итоговых экзаменов за 9-й и 11-й классы.

По данным Минобрнауки РТ, сейчас семейное образование в Татарстане получают около 4 тыс. детей, их число увеличивается с каждым годам. Министр Ильсур Хадиуллин не раз высказывался против такой формы обучения. По его мнению, ребенок, который учится не в школе, а дома, не получает полноценного образования и навыков социализации, поскольку лишен общения со сверстниками.

Ростом числа детей, покидающих школы, судя по всему, встревожен и депутат Госдумы Илья Вольфсон. На днях он отправил министру просвещения РФ Сергею Кравцову письмо с предложениями ужесточить порядок перехода школьников на семейное образование. В документе он приводит статистику Татарстана, где за прошлый учебный год количество «семейников» выросло на 50%.

«Особенно заметен рост в начальной школе, что вызывает серьезные опасения у профессионального педагогического сообщества и органов образования», – отмечает депутат. Во-первых, он предлагает усложнить порядок перехода на семейное обучение: чтобы каждую заявку рассматривать межведомственная комиссия с участием органов опеки, психологов. Во-вторых, предлагается увеличить число промежуточных аттестаций минимум до двух в год, а органам образования – дать полномочия возвращать ребенка в школу, если он дважды подряд провалит промежуточную аттестацию.

«РЕЧЬ НЕ О ЗАПРЕТАХ»

Сегодня по стране нет единой картины с семейным образованием, говорит Илья Вольфсон. 

Фото: © t.me/ivolfson

– Семейное обучение – законная опция, и речь не о запретах. И само по себе увеличение числа семей, выбирающих эту форму, не является проблемой, – подчеркнул в разговоре с корреспондентом «РТ» Илья Вольфсон. – Вопрос в том, чтобы по всей стране действовали понятные, одинаковые правила, которые прежде всего защищают интересы ребенка и его право на качественное образование. Сегодня по стране нет единой картины с семейным образованием, разнятся методы контроля и практики сопровождения семей, которые взялись обучать ребенка самостоятельно. А значит, возникают «серые зоны», когда ребенок формально числится на семейной форме, а по факту не осваивает программу и выпадает из образовательного процесса. Смысл предложения в том, чтобы убрать эти серые зоны. Татарстан в этой теме важен как пример резкой динамики: фиксируется заметный рост числа детей на семейной форме, и эта тенденция требует внимательного анализа. Мы поднимаем вопрос на федеральном уровне как раз затем, чтобы перепроверить данные и понять причины: где рост связан с объективными жизненными обстоятельствами семей, а где – с проблемами в системе, которые подталкивают родителей к уходу из школы.

Письмо федеральному министру просвещения депутат также опубликовал в своем телеграм-канале. И, судя по всему, широкая общественность не одобрила идею Вольфсона, под постом – сотни негативных комментариев:

«Почему депутат, который имеет образование строителя, решил, что может лезть в образование наших детей?»;

«Признайтесь, у вас какое-то соревнование «кто выдвинет инициативу с большим вредом для людей»? Не нужно лезть в семьи, которые вынужденно взяли полную ответственность за образование своих детей, при этом не получают за это ни копейки компенсации»;

«Хочется спросить, а в школах такой порядок, что все дети, родители и учителя счастливы и в безопасности? Недавно опять история с поножовщиной в школе, и это все чаще и чаще!».

«Скажу сразу: семейное образование никто запрещать не собирается. Ни в коем случае. Никаких рейдов, комиссий ради комиссий и вмешательства в личную жизнь не предполагается. Я ни в коем случае не сомневаюсь в том, что люди, оставляющие комментарии, глубоко в теме и выбрали для своих детей лучший возможный вариант», – пришлось оправдываться перед подписчиками Вольфсону.

«ЕГЭ СДАЮТ ХУЖЕ»

Средние результаты ЕГЭ у «семейников» ниже, чем у очников, отмечают в Минобрнауки РТ.

Фото: © Марат Мугинов / kzn.ru

А вот в Минобрнауки РТ депутат явно нашел своих сторонников.

– Результаты государственной итоговой аттестации у таких детей всегда ниже по сравнению со школьниками, которые обучаются в очной форме, – отметила  руководитель пресс-службы министерства Алсу Мухаметова. – Также итоги ОГЭ и ЕГЭ за 2025 год позволяют сделать выводы, что дети на семейной форме обучения реже делают выбор в пользу профильной математики и естественно-научных дисциплин, что еще раз подчеркивает невозможность изучения таких предметов самостоятельно или с использованием онлайн-ресурсов.

Мухаметова привела данные: средний результат ЕГЭ по профильной математике у «семейников» на 13 баллов ниже, чем у очников, по русскому языку – ниже на 8 баллов, по истории – на 14, по обществознанию и английскому языку – более чем на 9 баллов.

«ТРАТИМ ВРЕМЯ, СИЛЫ, ДЕНЬГИ»

В свою очередь мать двоих детей из Казани Татьяна Череватая, чей сын-восьмиклассник сейчас находится на семейном образовании, а ранее по такой же схеме окончила 11 классов ее старшая дочь, утверждает, что статистика Минобра от лукавого и не отражает истинную картину.

– Потому что многие «семейники» из Татарстана прикрепляются к школам других регионов, в основном  – Москвы, Санкт-Петербурга, реже – Екатеринбурга, Новосибирска и других городов. И их результаты фиксируются в тех регионах. Моя дочь, к примеру, была прикреплена к московской школе и в свое время сдала ЕГЭ замечательно, поступила на бюджет в вуз. Мой племянник, тоже «семейник», поступил на бюджет в МГТУ им. Баумана. И таких примеров уйма! Я знаю очень много детей и родителей, которые перешли на семейное образование. И среди них нет таких, кто забрал ребенка из школы и забил на его обучение. Мы тратим на это свое время, силы, деньги. Если родителям наплевать на образование детей, они просто записывают их в ближайшую дворовую школу и забывают об этом, – считает Череватая.

Ее сын сейчас также прикреплен к московской школе. По словам матери, промежуточные аттестации у него четыре раза в год – после каждой четверти, их он проходит дистанционно. Очно надо будет посетить школу только для сдачи ОГЭ и ЕГЭ.

– Оставьте семьи в покое, неучами наши дети точно не вырастут. Вместо запретов и ограничений лучше спросите у детей и их родителей, почему они бегут из школ, – обратилась к депутатам и чиновникам Татьяна Череватая.

 

Не пропустите самое интересное в Telegram-канале газеты «Республика Татарстан»

Больше статей и новостей в «Дзен»

образование инициатива ЕГЭ школы ОГЭ Илья Вольфсон семейное обучение
Вы уже оставили реакцию
Новости Еще новости