Сэнсэй малой нефтянки

 

shagaleev-29

Как назвать человека, который способен опережать время, быть впереди многих, и не потому, что к этому зовут его тщеславие или апломб, а потому, что именно его ум предвосхищает и генерирует идеи, которые пока не стали достоянием других? Пионер, первопроходец, зачинатель, деятель (в исконном, забытом, прямом смысле этого слова)? Думается, когда речь идет о Раисе Мирзагитовиче Шагалееве, уместно употребить понятие-явление «сэнсэй». «Сэнсэй» с японского – тот, кто идет впереди вас, тот, кто предшествует вам в жизни.

Раис Шагалеев (на снимке) – профессиональный нефтяник и газовик, первопроходец, талантливый руководитель и организатор, которому по воле обстоятельств, а также по собственной воле приходилось осуществлять сложнейшие производственные проекты, быть пионером и новатором. Его имя вписано в историю нефтяной промышленности республики и целого созвездия известных нефтегазодобывающих предприятий «Татнефти».

Его профессиональная стезя началась с должности помощника мастера по добыче нефти в тресте «Бугульманефть» в далеком январе 1952 года. Это было время зарождения отрасли, самоотверженного труда первопроходцев в тяжелейших условиях отсутствия самого необходимого для работы – промысловых коммуникаций, дорог, более или менее обученного персонала, квалифицированных рабочих. Тогдашние мастера, а Раиса Шагалеева перевели на эту должность уже через два месяца работы, профессионально мужали быстро. Работали круглосуточно, брали на себя ответственность за принятие решений, были для своих рабочих, несмотря на молодость, истинными авторитетами, «отцами».

После 12 лет работы в коллективе «Альметьевнефти» (первую свою награду – медаль «За трудовую доблесть» – Раис Шагалеев получил как раз в те далекие 50-е годы) он возглавил нефтепромысел НПУ «Алькеевнефть», позже – инженерную службу в недавно созданном НПУ «Елховнефть», был главным инженером. Затем стал первым руководителем, создателем и основателем НПУ «Актюбанефть», сформировал коллектив, в короткие сроки довел добычу нефти до 10 млн тонн в год. И вот уже новое задание – создание нефтегазодобывающего управления «Ямашнефть», мелкие месторождения которого с первых же шагов стали полигоном для испытания и промышленного внедрения новейших технологий разработки трудноизвлекаемых запасов высоковязких и сернистых нефтей. Опыта применения их в отечественной практике еще не было.


Профессиональная стезя Раиса Шагалеева началась с должности помощника мастера по добыче нефти в тресте «Бугульманефть» в далеком январе 1952 года. Это было время зарождения отрасли, самоотверженного труда первопроходцев в тяжелейших условиях отсутствия самого необходимого для работы – промысловых коммуникаций, дорог, более или менее обученного персонала, квалифицированных рабочих


Следующим местом приложения сил для Раиса Мирзагитовича стало управление «Татнефтегаз», которое он возглавлял 15 лет, тогда утилизация газа была доведена до 96 процентов. Для тех, кто далек от цифр и процентов, поясним: за каждой долей процента стоят погашенные факелы, бич того времени, а значит, умелое и бережливое использование, а не сжигание ценного сырья – попутного нефтяного газа.

Затем опять была производственная целина: создание в 1988 году с чистого листа нового предприятия – производственного объединения по добыче и переработке нефти «Карабашнефть». В Постановлении Совета Министров ТАССР цель нового предприятия определялась так: «увеличение добычи нефти, производство продуктов ее переработки и использования их для ускорения социально-экономического развития республики». На тот момент в состав ПО «Карабашнефть» вошли нефтегазодобывающее управление «Карабашнефть», Черемшанский и Зюзеевский укрупненные нефтегазодобывающие промыслы.

Менее года спустя Постановлением Совета Министров ТАССР ПО «Карабашнефть» было переименовано в татарское производственное объединение «Татнефтепром». Предприятию для разработки были переданы Ульяновское, Зюзеевское месторождения, позже 40-я залежь Ромашкинского месторождения. И вот здесь, пожалуй, надо ввести реплику-дополнение. Раис Мирзагитович сделал все возможное, а точнее невозможное, чтобы перевести «Татнефтепром» из вотчины Министерства нефтяной промышленности СССР в непосредственное подчинение Министерству топливной промышленности СССР и Совету Министров ТАССР. Хождение по кабинетам министерств в Москве и Казани, умение убеждать, основанное на блестящем знании главного дела своей жизни, упорство и твердость характера… Уместно напомнить реалии того периода: это было время нехватки, а порой и полного отсутствия бензина, топлива и других продуктов этого ряда, столь необходимых для Татарии, начинавшей свое поступательное движение в статусе суверенной республики, самостоятельно решавшей социально-экономические проблемы. Предприятие внесло свой вклад в развитие этого процесса.

 


Каждое назначение Шагалеева, каждое новое дело требовало максимального вложения сил, деятельного рывка, большой самоотдачи. И, конечно, мозговой атаки, умения анализировать, выстраивать прогнозы, видеть близкую и далекую цель, а также алгоритм ее достижения


Каждая работа, если ее делаешь самоотверженно, дает бесценный бонус: уникальный опыт, новые знания, расширяет профессиональные горизонты. Каждое назначение Шагалеева, каждое новое дело требовало максимального вложения сил, деятельного рывка, большой самоотдачи. И, конечно, мозговой атаки, умения анализировать, выстраивать прогнозы, видеть близкую и далекую цель, а также алгоритм ее достижения.

Наверное, таким интеллектуальным потенциалом, огромным приобретенным опытом, креативностью мышления можно объяснить тот факт, что именно ему принадлежит идея разрабатывать запасы так называемых бесперспективных месторождений силами небольших, но мобильных нефтяных компаний. В рамках даже того, перестроечного времени эта идея была революционной. Раис Шагалеев, уже будучи заслуженным пенсионером, вышел с ней на руководство «Татнефти». Эта инициатива показалась бы утопической, недальновидной, а потому отчаянной и опасной самому ее инициатору. Но только не генеральному директору «Татнефти» Аклиму Касимовичу Мухаметзянову, человеку, не боявшемуся инициатив, если они полезны для общего дела, тем более что эта исходила от Шагалеева – специалиста с высокой деловой репутацией, пропустившего проблемы нефтянки через себя, а значит, выстрадавшего их.

Ввести в опытно-промышленную эксплуатацию бесперспективные месторождения, отомкнуть некогда законсервированные скважины… Так в 1991 году в структуре «Татнефти» задолго до создания в массовом порядке малых нефтяных компаний появилось первое МП «Татарнефть», которое в 1994 году было преобразовано в ОАО «Булгарнефть». Кстати, акционирование малого предприятия шло практически одновременно с акционированием компании-
гиганта – «Татнефти».


Долголетний и эффективный труд заслуженного работника нефтяной и газовой промышленности РСФСР Р.М.Шагалеева отмечен двумя орденами: «Знак Почета», орденом Трудового Красного Знамени


Детище Шагалеева «Булгарнефть» первым стало разрабатывать мелкие месторождения, эксплуатация которых на протяжении почти полувека считалась нерентабельной, неэффективной. Сотни, тысячи скважин, в свое время заложенных как поисковые, на разведку и бурение которых были затрачены немалые материальные и финансовые средства, так и остались бы в консервации, если бы не «Булгарнефть». Например, считавшееся бесперспективным Шийское месторождение в Мамадышском районе, открытое нефтеразведчиками в далеком 1969 году и только благодаря шагалеевскому малому предприятию в 1992-м давшее первые тонны промышленной нефти. «Булгарнефть» начала и разработку Западно-Сотниковского и Искринского месторождений в Черемшанском районе. Начиналась деятельность предприятия буквально с первого ведра нефти, полученного из расконсервированной скважины… Умелое хозяйствование, успешная работа на, казалось бы, бесперспективных участках, крепкие позиции развивающейся «Булгарнефти» в немалой степени способствовали созданию новых малых нефтяных компаний в республике.

Долголетний и эффективный труд заслуженного работника нефтяной и газовой промышленности РСФСР Р.М.Шагалеева отмечен двумя орденами: «Знак Почета», орденом Трудового Красного Знамени. Впрочем, он никогда не работал ради почестей и славы. Уважал свой народ, гордился родной республикой. Великий жизнелюб и оптимист, он любил дело, семью и близких, родную землю, недра которой столь щедры и богаты
нефтью, газом, хлебом.

София ГАРИФУЛЛИНА

На правах рекламы
Вы уже оставили реакцию
Новости Еще новости