Шедевры из пустыни и другой Рихтер: в Казани открылись Дни культуры Узбекистана

Он не потомок и даже не родственник великого Святослава Рихтера, но их музыкальная одаренность вполне сопоставима. Единственным концертом с участием всемирно известного пианиста и композитора Кирилла Рихтера 1 декабря в Казани открылись Дни культуры Узбекистана.

ЛУЧШЕ ОДИН РАЗ УСЛЫШАТЬ

Кирилл Рихтер – одна из самых ярких и спорных фигур на современной неоклассической сцене. С одной стороны, его музыка собирает полные залы от Москвы до Лондона, его композиции выбирают для своих программ звезды фигурного катания. В 2018 году под музыку Рихтера шли трансляции чемпионата мира по футболу. С другой стороны, именно за эту способность говорить со слушателем на понятном ему языке чаще всего музыканта и критикуют, упрекая его в «легковесности», стремлении превратить неоклассику в массовый продукт. Как бы то ни было, Кирилл Рихтер – фигура, чье присутствие в культурном поле сегодня невозможно игнорировать.

Фото: страница Кирилла Рихтера в VK

В последнее время 35-летний российский музыкант много и успешно сотрудничает с Национальным симфоническим оркестром Узбекистана. Ярким примером этого сотворчества стала симфоническая фантазия «Пески времени», исполнением которой в Казани открылись Дни культуры Узбекистана.

КОЛЫБЕЛЬНАЯ ДЛЯ МЕРТВОГО СЫНА

В концерте-открытии, проходившем в Театре Камала, приняли участие сам Кирилл Рихтер (фортепиано), Государственный симфонический оркестр Узбекистана под управлением Алибека Кабдурахманова, певица Нодира Пирматова и исполнитель на дойре (национальный узбекский инструмент типа бубна) Гуламджон Мухамеджанов. Ядром композиции является сюита Кирилла Рихтера «Вера наших отцов», вдохновленная классической восточной поэзией и дополненная народным узбекским вокалом. Главная метафора – песок, который ускользает сквозь пальцы, но при этом хранит следы прошлого и формирует новый слой истории. Важной частью «партитуры» является видеоряд – абстрактные монохромные пейзажи, которые рифмуются с тем, что происходит на сцене. Это история про мать, которая поет колыбельную своему сыну, однако постепенно приходит понимание, что поет она уже мертвому сыну, который погиб на войне. По словам Кирилла Рихтера, для него «Пески времени» – это «личная попытка уравновесить зло добром».

Фото: mincult.tatarstan.ru

ПОДАЛЬШЕ ОТ СТОЛИЦ

На сенсацию тянет и второй проект, который представлен в Казани в рамках Дней культуры Узбекистана. Это открывающаяся 2 декабря в залах Присутственных мест Казанского Кремля международная выставка «Свет между мирами», посвященная малоизученному пласту узбекского и русского модернизма 1920–1930-х годов. В экспозицию входит более 130 живописных и графических работ из коллекций подмосковного музея «Новый Иерусалим» (г. Истра) и Музея искусств Республики Каракалпакстан имени И. В. Савицкого (г. Нукус). Среди них произведения Александра Волкова, Роберта Фалька, Климента Редько, Соломона Никритина и других художников, чье творчество воплотило дух переломной эпохи.

Фото: t.me/kzn_kremlin

Безусловно, особое внимание приковано к легендарному нукусскому музею – одному из самых необычных художественных собраний в мире. Его основатель – выпускник Суриковского института Игорь Савицкий (1915–1984) в послевоенные годы начал собирать произведения художников, которые официально считались в СССР маргиналами. Было много трудностей, нападок на его дело, но в общей сложности Савицкий вывез из Москвы и других городов десятки тысяч работ забытых, заклейменных за формализм художников  в далекий от политических центров Нукус. Так в маленьком городке, окруженном тремя пустынями (Каракумы, Кызылкум и Устюрт), сформировалась потрясающая по масштабу и смелости коллекция русского и среднеазиатского («туркестанского») авангарда.

ИЗ МАРГИНАЛОВ В КЛАССИКИ

Музей в Нукусе часто называют «Лувром пустыни» за уникальность его художественного собрания, которое, по оценке специалистов, является лучшим в Азиатском регионе, а здешняя коллекция русского авангарда – второй по значимости после Русского музея Санкт-Петербурга. Не менее интересна и коллекция «Нового Иерусалима», которая формировалась с середины 1980-х годов, когда изучение авангарда только набирало обороты.

Напомним, что Музей изобразительных искусств РТ по праву гордится собственной, пусть относительно небольшой, но качественно сформированной коллекцией русского авангарда (от В.Кандинского и А.Лентулова до ведущих казанских модернистов 1920-х годов – К. Чеботарёва, А.Платуновой, И.Плещинского). В этом контексте выставка «Свет между мирами» приобретает исключительное, почти историческое звучание. Она не только актуализирует полузабытое советское наследие, но и обнаруживает новые, порой неожиданные связи между коллекциями, которые изначально создавались вдали от столиц.

концерт Узбекистан новости Казани
Вы уже оставили реакцию
Новости Еще новости