Сами они неместные: елочные базары Казани завалены привозными деревьями из других регионов

Елками и соснами из Марий Эл, Удмуртии, Кировской области и Пермского края торгуют на елочных базарах Казани. А вот деревья, выращенные в татарстанских лесхозах, корреспонденту «РТ» обнаружить в продаже не удалось. Похоже, местных производителей и продавцов не устраивают условия аренды в столице для торговли хвойными.

Сами они неместные: елочные базары Казани завалены привозными деревьями из других регионов Юлия Бидун / «РТ»

ОТКУДА СОСЕНКИ?

По данным исполкома Казани, в канун праздников в городе открылись 19 официальных елочных базаров, больше всего – 9 – в Приволжском районе.

Мэр Казани Ильсур Метшин на вчерашнем деловом понедельнике выразил надежду, что все деревья на городских елочных базарах из татарстанских лесхозов. Однако на деле оказалось, что это далеко не так.

Рядом с давно закрытым Чеховским рынком работают сразу четыре точки по продаже елок. Как выяснилось, и продавцы, и деревья на всех точках неместные. 

У предпринимателя Николая из Марий Эл свой питомник, где он выращивает ели и сосны на продажу. Каждый год весной сажает порядка тысячи деревьев. Для того чтобы они приобрели товарный вид, требуется восемь лет. Сосенки высотой 1,5–1,7 метра стоят у Николая 2 тысячи рублей, 1,2-метровые елочки – столько же. А елки в два раза выше – 4 тысячи.  

Фото: Юлия Бидун / «РТ»

– Чтобы ель или сосна долго стояла, лучше ставить их в воду – это оптимальный вариант, – советует продавец. – В магазинах продаются большие подставки с резервуаром для воды, где ствол дерева закрепляется тремя большими болтами. Туда даже большая сосна поместится. Вот смотрите, сейчас на воздухе у сосны хвоя пожелтела, а когда поставите дерево в воду, она снова зазеленеет. Это естественный процесс: когда сосна уходит в спячку осенью, она желтеет, весной, когда начинает таять снег и почва напитывается водой, дерево зеленеет. Ель без воды может простоять при комнатной температуре в лучшем случае неделю, потом начнет осыпаться, а с водой до старого Нового года точно простоит.

Ирина на соседней точке продает елки по цене от 1,5 до 7 тысяч рублей в зависимости от высоты. Самая маленькая – чуть больше метра. Дороже всех – 10 тысяч рублей – стоит марийская пихта с мягкими, совсем неколючими иголками.

– Пихта стоит гораздо дольше других хвойников. Елки мы закупаем в питомнике в Кировской области, они тоже хорошо стоят. Те, кто в прошлом году брал, остались довольны. Главное – не ставьте около батарей, – предупредила продавец.

Кроме деревьев, на точке есть композиции из еловых веточек, украшенные яркими шариками и бантиками. Стоит такая 3 тысячи рублей. Композиция из сосновых веток – в два раза дешевле. Букет из лапника обойдется покупателю в 300–400 рублей.  

Фото: Юлия Бидун / «РТ»

Товар, который не удастся продать к Новому году, Ирина по давнишней договоренности бесплатно отдает в один из казанских храмов, чтобы его украсили к Рождеству.

Бросать нераскупленные елки и сосны просто так нельзя. Как объяснил Николай, при оформлении аренды они оставляют залог, его могут не вернуть, если продавец полностью не очистит площадку от деревьев и веток и не пришлет подтверждающее фото.  

ПОДЕШЕВЕЮТ К 31 ДЕКАБРЯ

Мерзо продает у Приволжского рынка елки и сосны, привезенные аж из Пермского края. Стоимость елей стартует от 1 тысячи рублей, сосны – от 1,5 тысячи, пихты – от 3 тысяч.

– В Татарстане в этом году сосны с желтоватой хвоей, потому что погода теплая была. А люди хотят зеленые сосны, вот и привезли из Перми. Покупатели сейчас опытные, уже не берут деревянные кольца с отверстием, которые мы предлагаем в качестве подставки. Ставят дерево либо в ведро с песком, куда подливают воду, либо в емкость с водой. Пихты стоят дольше всех, но мы сейчас их много не привозим, потому что берут неохотно – дорого. Раньше привозили по 300 пихт, а сейчас 50–60, – обрисовал ситуацию Мерзо.

Фото: Юлия Бидун / «РТ»

По его словам, ближе к 31 декабря цены снижаются, елку или сосну могут продать за 500–800 рублей.  

– Есть люди, которые специально ждут 29, 30 и даже 31 декабря, чтобы купить дешевле. В основном те, кто рядом живет.

Сергей приехал в Казань торговать елками и соснами из соседней Удмуртии. По его словам, деревья он рубит на заброшенных колхозных полях с разрешения местных властей. Елка и сосна у Сергея стоят от 2 тысяч рублей, с шишками – дороже.

– Заброшенных полей у нас хватает, они зарастают елками, которые там самосевом растут. Раньше мы отправляли деревья оптом в Москву и Санкт-Петербург, покупатели сами приезжали и забирали. В этом году решили попробовать сами поторговать в Казани, – рассказал Сергей.

УЖ ЛУЧШЕ ВЫ К НАМ  

Как сообщили нам в Минлесхозе РТ, в этом году в лесничествах республики вырастили к празднику 1930 хвойных новогодних деревьев и заготовили 15 тонн лапника. В ведомстве подчеркнули, что каждый лесхоз самостоятельно устанавливает цены на свою продукцию. Примерная стоимость местной ели и сосны высотой 1,5 метра – 650 рублей, высотой 2 метра – 950 рублей. Однако, по данным Минлесхоза, в основном выращенные в Татарстане новогодние деревья продают не в Казани. Даже те, что были выращены в ближайшем к ней Пригородном лесхозе (расположен на территории Лаишевского, Высокогорского, Пестречинского районов и частично в черте города).

Фото: Юлия Бидун / «РТ»

По словам директора Пригородного лесхоза Юрия Шмелева, продавать новогодние деревья в городе слишком хлопотно: нужно арендовать площадку, оплатить аренду…

– У нас есть свои точки, и, если человек звонит, хочет купить елку или сосну, мы его туда направляем. Например, в Столбище на территории лесничества можно купить наши деревья, в Высокогорском районе есть точка. А на городские базары мы не выходим, – заявил Шмелев.

 

новый год елки елочные базары
Вы уже оставили реакцию
Новости Еще новости