В одном из детских садов Израиля родители иногда слишком поздно забирали детей домой. Когда это случалось, родитель, смущаясь под укоризненным взглядом воспитателей, забирал ребенка, обещая, что в будущем это не повторится. Разумеется, это повторялось, но не слишком часто. Родители понимали, что своей беспечностью они заставляют воспитателей оставаться на работе сверхурочно и лишают их права на заслуженный отдых.
Однажды руководство сада, устав от подобных опозданий, решило, что укоризненных взглядов недостаточно, и ввело за опоздание штрафы. Уж под финансовым давлением-то родители наверняка перестанут опаздывать, думали они.
Но случилось обратное. После введения штрафов опоздания не только не прекратились, но и участились. Родители обосновывали: «Уж если мы платим за опоздание деньги, то это не провинность, а рыночная оплата труда». Прежде недопустимое поведение стало для родителей нормой.
Через несколько недель, осознав бесполезность мер, штрафы за опоздание в детском саду отменили. Но было уже слишком поздно. Укоренившаяся социальная норма, что воспитатели должны следить за детьми допоздна (уж коль скоро им за это платили), не исчезла после отмены штрафов. В сознании родителей она заменилась нормой «они по-прежнему должны этим заниматься, просто теперь это бесплатно». Соответственно, опоздания опять-таки участились.
Изучивший этот феномен психолог Дан Ариэли подвел итог: «Когда рыночные отношения приходят на замену социальным нормам, последние уходят надолго, и назад их вряд ли уже удастся вернуть, даже если рынок изменился».