Очередная смертельная авария с участием детей на квадроцикле произошла в Пестречинском районе республики. После столкновения с легковушкой на трассе 12-летний пассажир квадроцикла погиб, его 15-летняя сестра, которая управляла агрегатом, попала в ДРКБ с тяжелыми травмами. Понятно, что водительских прав у девочки не было. Вопрос: как дети на квадроцикле, на котором запрещается ездить по дорогам общего пользования, оказались на трассе?
КУПИЛИ И ОТПУСТИЛИ
ДТП, в котором один ребенок погиб, а другой пострадал, произошло вечером в воскресенье. Брат с сестрой ехали на квадроцикле по трассе Казань-Шемордан в сторону села Шемордан. За рулем была старшая сестра. Выполняя перестроение, она врезалась в попутно движущуюся «Шкоду»…

ЧП, очень похожее на прошлогоднюю аварию в Сокурах, когда мальчишки 10 и 14 лет на квадроцикле так же влетели в легковушку, и младший ребенок погиб, шокировало и одновременно разгневало жителей республики.
«Родители, которые разрешают такое своим детям, у вас дети, что ли, лишние?»;
«Родителям разве в голову не приходит, что они их отпускают на смерть? Каждый день аварии»;
«Родители – убийцы, если купили своему чаду квадрик, питбайк или что-то в этом духе и отпустили на вольные ветра», – возмущаются в соцсетях татарстанцы.
В СУ СКР по РТ по факту аварии возбудили уголовное дело по статье «нарушение правил дорожного движения».

ДЕТЕЙ СОБИРАЮТ ПО ЧАСТЯМ
Врач травматолог-ортопед ДРКБ Ильдар Салахов рассказал «РТ», что покалеченные в результате опасных покатушек дети стали поступать в больницу с начала апреля. По его словам, за неполный месяц врачам пришлось буквально по частям собирать пятерых пострадавших подростков. Сейчас нейрохирурги колдуют над пострадавшей в воскресной аварии девочкой.
– Обычно одним переломом ноги или руки в таких случаях не обходится. Дети получают сочетанные, множественные травмы головы, конечностей, позвоночника, внутренних органов, – констатировал Салахов. – Любой разумный взрослый человек должен быть против таких «игрушек». Мне кажется, это очевидно, что нельзя покупать детям такие вещи. Но, к сожалению, часто родители понимают это, когда их ребенок оказывается на операционном столе. Может, помните, прошлым летом по интернету разлетелось видео, как подросток в Куюках, поставив питбайк на дыбы, влетел на скорости лоб в лоб в «Ладу». Когда этого парня два раза по 8 часов оперировали, его родители максимально все осознали, сейчас они совсем по-другому смотрят на эти вещи. Но почему люди не учатся на чужих ошибках? Хочешь дать ребенку какой-то драйв – сходи с ним на картинг, хочется чего-то посерьезнее – есть мотоклубы, на «KazanRing» есть мотокроссовая трасса. Естественно, ездить надо в экипировке и не по обычным дорогам.
«СВОИМИ РУКАМИ ПОДПИСЫВАЕТЕ ПРИГОВОР»
Как сообщили в Управлении ГАИ по РТ, воскресная авария – не первое ЧП с питбайками и квадроциклами в этом году:
«В начале апреля в Набережных Челнах водитель «Лады» при перестроении не уступил дорогу и совершил столкновение с питбайком, за рулем которого был 17-летний подросток. В результате 17-летний водитель и его 18-летняя пассажирка с множественными переломами были доставлены в больницу. В Кукморском районе 16-летний водитель эндуро съехал в кювет и опрокинулся. В результате водитель и его 16-летний пассажир госпитализированы в тяжелейшем состоянии».
В Госавтоинспекции отмечают, что 90% подростков ездят без шлемов и защиты, совершают рискованные трюки, чтобы записать их на видео и выложить в соцсети. Например, катаются на заднем колесе, пытаются совершить прыжки и опрокидываются, не имея никакого опыта вождения, врезаются в машины.
«Родители, очнитесь! – призывают в ГАИ. – Вы собственными руками отдаете своих детей на растерзание смерти! Покупая мотоцикл или питбайк, вы подписываете им приговор!»
Стоит отметить, что по правилам управлять скутерами, мопедами, мотовездеходами вроде квадроциклов, можно лишь с 16 лет, получив права соответствующей категории. Для квадроциклов и питбайков небольшой мощности, на которых и рассекают дети, права не нужны – это спортинвентарь, но на них категорически запрещено передвигаться по дорогам общего пользования, тем более на трассах.
В УГАИ по РТ добавили, что постоянно взывают к разуму родителей на сельских сходах, родительских собраниях в школах, но, похоже, тщетно. В прошлом году с участием детей-водителей квадроциклов и питбайков было совершено 24 ДТП (+11% к 2023 году), в которых 3 ребенка погибли и 22 получили ранения.
ЧТОБЫ МАЛО НЕ ПОКАЗАЛОСЬ
Говоря об ответственности для самих юных водителей, в Госавтоинспекции отметили, что если за рулем питбайка или квадроцикла попадется подросток 16 лет и старше, не имеющий водительских удостоверения, его ждет штраф за езду без прав. За тех, кто младше, полностью отвечают родители – их штрафуют на 100-500 рублей за «Неисполнение обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних», в прошлом году было составлено 196 таких материалов.
Депутат Госдумы РФ Айрат Фаррахов, отвечая на вопрос «РТ», как можно ужесточить контроль за использованием квадроциклов и питбайков, ответил, что запреты итак существуют: на мощную технику нужны водительские права, а спортинвентарь не должен появляться на дорогах.
– К огромному сожалению, родители сами нарушают эти правила, покупая детям опасные средства передвижения и выпуская их на дороги. Мы не можем постоянно ужесточать правила продажи этих средств, обложить эту сферу дополнительными налогами или еще что-то. Тут больше вопрос воспитания. Сколько семей уже сами себя таким образом наказали, потеряв детей или оставив их инвалидами. Питбайки, квадроциклы, снегоходы – это очень опасные, плохо управляемые средства передвижения, в случае аварии шанса выжить практически нет. Родители должны наконец это понять. Ко мне тоже подходили мои дети с вопросом покупки квадроцикла, я им категорично ответил, что это опасно и у нас в семье их никогда не будет, – рассказал депутат.
Детский омбудсмен Татарстана Ирина Волынец тоже считает, что ответственность за происходящие трагедии лежит в первую очередь на родителях. Поэтому она обратилась в Госсовет РТ с предложением ввести штрафы до 300 тыс. рублей для родителей, разрешающих своим детям ездить на квадроциклах, мопедах и мотоциклах «без соблюдения установленных норм и требований».
Тем временем, руководство сети АЗС Irbis внесло свою лепту в борьбу за сохранение детских жизней и безопасность дорожного движения. С 1 апреля этого года на всех АЗС компании запрещено заправлять питбайки и квадроциклы без госномеров.

Фото: Прокуратуры РТ