Ректор Казанской консерватории: «Молодежь полагает, что “фастфуд” из наушников и есть музыка»

3 ноября Казанская государственная консерватория имени Назиба Жиганова отпраздновала свое 80-летие. О том, с чем вуз пришел к юбилею, как привлекает талантливую молодежь со всего мира, о благодарной публике малых городов, «музыкальном фастфуде» и штурме слушателей, большом десанте в Минск и новом конкурсе, в интервью «РТ рассказал ректор консерватории Вадим Дулат-Алеев.

Ректор Казанской консерватории: «Молодежь полагает, что “фастфуд” из наушников и есть музыка» Казанская консерватория

«ПРОФЕССИЯ АКАДЕМИЧЕСКОГО МУЗЫКАНТА ОСТАЕТСЯ НЕИЗМЕННОЙ»

 

– Вадим Робертович, с какими творческими победами встречает свой юбилей Казанская консерватория?

– Для нас эта дата стала особенной. Орден «За заслуги перед Республикой Татарстан» – очень высокая оценка работы вуза, труда всех поколений его педагогов, выпускников, сотрудников. Мы очень благодарны родной республике и лично Раису Рустаму Минниханову за такую награду! 80 лет работы дают нам возможность посмотреть на результаты с исторической точки зрения. Само открытие консерватории весной 1945 года, накануне Победы, стало символом новой созидательной жизни. И консерватория с первых дней работы подхватила этот импульс. Благодаря деятельности консерватории сформировались уникальная композиторская школа Татарстана, целый ряд академических исполнительских школ. Из них я бы выделил вокальную, впитавшую традиции татарского мелодического интонирования и обладающую яркими особенностями. Молодое поколение композиторов и исполнителей активно развивает эти школы, демонстрируя высокую конкурентоспособность на международной арене. На такой прочной основе можно решать всё более трудные и творческие задачи, реализовывать масштабные проекты. Впервые в этом году, например, мы самостоятельно поставили оперу Жиганова «Джалиль». Консерватория учредила и регулярно проводит музыкальные фестивали, конкурсы и ассамблеи, занимается издательской деятельностью. Ежегодно преподаватели и студенты проводят свыше тысячи концертов на самых разных площадках. В Казанской консерватории расширяется палитра студенческих творческих коллективов. К уже существующим присоединились Международный концертный оркестр, Ансамбль традиционных инструментов, энергичный Ансамбль ударных инструментов «Пространство ритма» и оркестр иностранных студентов.

Отмечу, что Казанская консерватория – вуз с мировым именем, привлекающий талантливую молодежь со всего мира. Ежегодно увеличивается количество иностранных студентов, выбирающих обучение в Казани.

Новое в учебном процессе – это предоставление Казанской консерватории Постановлением Правительства Российской Федерации права приема на бесплатное второе высшее образование по оперно-симфоническому дирижированию и композиции. Казанская консерватория единственный музыкальный вуз в регионах России, получивший такое право.

– Какими вы видите цели и задачи консерватории в будущем?

– Наша цель – сохранить и приумножить все достижения. Задачи, которые помогают нам этого добиться, иногда бывают непростыми.

– Планируете ли внедрять изменения в образовательной программе в ближайшие годы?

– Все специальности и направления подготовки, которые существуют сегодня в области академической музыки, у нас уже есть. Причины изменений в образовательных программах кроются не в обновлении основного содержания и ключевых профессиональных навыков, а в трансформации общественных условий и появлении новых возможностей. Цифровая среда, законодательство, основы культурной политики, экономики и музыкального менеджмента – эти области развиваются, а значит обновляются и отражающие их учебные курсы. А вот профессия академического музыканта остается неизменной.

Профессиональному консерваторскому образованию более 200 лет. Оно давно откристаллизовалось. Но в нашей стране музыкальное образование еще и усилено трехступенчатой системой «школа – училище – вуз». Это самая сильная система профессиональной музыкальной подготовки в мире. Ничего лучше нигде не придумали.

Вуз с мировым именем привлекает талантливую молодежь со всего мира.
Фото: Казанская консерватория

 

СТАТЬ МАГНИТОМ ДЛЯ МУЗЫКАЛЬНОГО ТУРИЗМА

 

– Международное сотрудничество – ключ к развитию профессиональных компетенций и лидерству в музыкальном искусстве и образовании. Какие конкретные направления сотрудничества с международными музыкальными учреждениями рассматривает Казанская консерватория?

– Мы постоянно на связи с нашими вузами-партнерами. В первую очередь – это наши ближайшие соседи. Сейчас возможности дистанционных онлайн-контактов значительно упрощают организацию и проведение совместных мероприятий. Но все-таки в музыке ничто не может сравниться с живой атмосферой творческого взаимодействия. Очень важны гастроли, мастер-классы. Мы открыты для образовательного и культурного сотрудничества. Уже сейчас к нам приезжают студенты из Латинской Америки, Китая и Вьетнама. Мы, в свою очередь, готовы к ответным визитам и развитию культурных связей за рубежом.

– Сегодня активно развивается музыкальный туризм. Многие люди путешествуют, чтобы посетить музыкальные фестивали и концерты, получить новые впечатления. Может ли Казанская консерватория стать таким магнитом для музыкального туризма? И планирует ли развиваться в этом направлении?

– Это очень интересная тема. Консерватория ежегодно проводит фестивали татарской музыки, русской музыки, фестивали, посвященные различным значимым датам в области музыки, литературы и истории. Если их включить в туристическую инфраструктуру, может быть хороший результат, который, в то же время повлияет на организацию и содержание самих музыкальных форумов и событий. Надо подумать о возможных партнерствах в этой области.

 

«ЛЮБОЙ КОНЦЕРТ КЛАССИЧЕСКОЙ МУЗЫКИ – ЭТО ТЕРАПИЯ»

 

– Казанская консерватория традиционно стремится к расширению своей аудитории, охватывая различные социальные группы. Сохранится ли этот курс в поддержке музыкальной терапии и социальных проектов? Какие из них уже реализуются?

– Любой концерт классической музыки – это терапия. Теперь уже это смогли научно доказать. Раньше о благотворном воздействии классической музыки на человека тоже знали, но подтверждалось это только на уровне обмена впечатлениями. Собственно поэтому академическую музыку сохраняют и развивают в тех странах, где она уже есть, а в тех, где ее пока нет или она недавно появилась, стараются обрести. Всего 100 лет назад у классической музыки не было конкурентов в звуковом и информационном пространстве. А сейчас оно очень плотное. Некоторые коммерческие направления, опирающиеся на новые технические средства компьютерного синтеза звука и звукозаписи, буквально штурмуют через наушники сознание слушателей. Это привело к тому, что молодым поколениям просто некогда узнать о существовании другой музыки. Они надолго остаются в неведении, полагая, что разрекламированный, извините за выражение, «музыкальный фастфуд» – это и есть музыка.

Поэтому, конечно, мы стараемся планировать адресную концертно-просветительскую работу для разных социальных групп. Мы проводим концерты и музыкально-просветительские лектории и на выезде, и в своих залах. Среди наших постоянных площадок – Госпиталь ветеранов войн, школы-интернаты для детей с ОВЗ. Несколько раз в год мы выезжаем в районы республики с концертами и спектаклями, и всегда находим там очень благодарную аудиторию, возможности которой для посещения живого академического концерта ограничены.

Фото: Казанская консерватория

В течение последних двух лет мы реализуем проект «Большая музыка – в малые города». Выезжаем и в соседние регионы. Уже более трех лет наша консерватория успешно проводит воскресный абонемент «Музыка для всей семьи». В уютной атмосфере малых залов мы создаем пространство, которое одинаково любят и дети, и родители. В последний год практика социально ориентированных концертов у нас расширилась в рамках новой программы «Обучение служением». И перед новым годом уже четвертый год мы проводим на сцене БКЗ имени Сайдашева музыкально-просветительский фестиваль «Это классика!». В таких проектах самое главное – это позитивная, благодарная реакция слушателей. Она очень помогает нашим студентам осознать востребованность своей работы.

 

«В МИНСКЕ МЫ ПРОВЕДЕМ ТРИ ОСОБЕННЫХ КОНЦЕРТА»

 

– В 2026 году мы будем отмечать 115 лет со дня рождения основателя Казанской консерватории Назиба Жиганова. Какие мероприятия запланированы в честь предстоящего юбилея?

– Уже в январе 2026 года мы планируем показ оперы «Джалиль» Назиба Жиганова на новой сцене Театра имени Камала. Мы глубоко признательны руководству театра и лично Ильгизу Зайниеву (художественный руководитель театра им. Камала и театра кукол «Экият», депутат Госсовета РТ VII созыва – прим. «РТ») за плодотворное сотрудничество и поддержку наших инициатив. Предоставленная студентам консерватории возможность проявить себя на профессиональной сцене – важный этап в их развитии. Обязательно будет концерт или даже фестиваль, посвященный этой дате, для участия в котором мы будем приглашать педагогов и студентов, учеников нашей Специальной музыкальной школы, которая была создана по инициативе Жиганова. Конечно, очень хочется, чтобы именно в этот год решился вопрос установки долгожданного памятника Назибу Жиганову!

– В конце ноября Минск ожидает визит большой музыкальной делегации из Казани – город готовится к творческим дням Казанской консерватории. Расскажите, пожалуйста, подробнее о программе предстоящих мероприятий.

– Да, действительно, через несколько дней при поддержке Раиса Республики Татарстан впервые состоятся Дни Казанской консерватории в Белорусской академии музыки. Конечно, будут мероприятия рабочего характера, интересные для учебного процесса обоих вузов – мастер-классы, лекции, творческие встречи. Важно, что в Минске мы проведем три особенных концерта. Главным событием станет выступление нашего уникального оркестра «Татарика», который познакомит публику с богатством традиционной и современной татарской музыки. Также будет представлен спектакль оперной студии «Севастопольский вальс», получивший восторженные отзывы на премьере в Казани. Завершит программу наша оригинальная интерпретация мировой классики, исполненная Международным концертным оркестром Казанской консерватории и его талантливыми солистами.

– Какие еще новые особые инициативы готовит Казанская консерватория?

– Будем работать над расширением гастрольно-концертной деятельности и думать о других способах повышения доступности классической музыки для слушателей. Надо осваивать современные формы продвижения творчества талантливой молодежи. Есть идеи сформировать инициативу об учреждении в Татарстане цикличного международного конкурса в области академической музыки. Его надо продумать и выстроить так, чтобы он через несколько лет стал постоянно действующим престижным международным музыкальным форумом. Все необходимые силы для этого в Республике Татарстан есть.

музыкант студенты юбилей концерт интервью классическая музыка казанская консерватория Вадим Дулат-Алеев
Вы уже оставили реакцию
Новости Еще новости