В честь 160-летия со дня рождения нашего легендарного земляка – невролога, психиатра, доктора медицины Владимира Бехтерева – в Национальном архиве Татарстана открылась интернет-выставка.
Здесь хранится более двухсот документов о деятельности известного ученого, ведь часть его жизни прошла в Казани. Самая первая запись, метрическая, сделана она в селе Сарали Вятской губернии ныне Бехтереве в Елабужском районе. Строчки гласят, что Владимира Михайловича Бехтерева крестили 23 января 1857 года, а дата рождения, к сожалению, не указана, что порой вызывает у историков разночтения и дискуссии.
Начальник отдела публикации и научного использования документов Национального архива Наталья Шарангина (на снимке) поясняет, что позже в последней графе появилась запись: «Свидетельствую, что мой сын Владимир родился 22 января 1857 года».
Из формулярного списка можно узнать, что по окончании гимназии в Вятке (Кирове) Владимир Бехтерев учился в Санкт-Петербургской медико-хирургической академии. Будучи студентом, работал в действующей армии в ходе Русско-турецкой войны 1877–1878 годов
Архивисты пришли к выводу, что она сделана в 1865 году отцом Михаилом Бехтеревым, когда при поступлении в вятскую гимназию потребовалась метрическая запись его сына.
Эта находка оспаривает принятую ранее дату рождения ученого – 1 февраля по новому стилю. Если бы мы с вами были современниками ученого, то отмечали бы его день рождения 3 февраля. Но в XXI веке эта дата сдвигается уже на четвертое число.
| О незаурядных способностях и авторитете Бехтерева в ученых кругах говорит такой показательный факт: | |
| в августе 1885 года он прибывает в Казань, а уже в сентябре университет рассматривает его предложение об открытии кабинета для душевнобольных. | |
Найденные архивистами в хранилищах документы рассказывают о многих других фактах жизни ученого. Из формулярного списка можно узнать, что по окончании гимназии в Вятке (Кирове) Владимир Бехтерев учился в Санкт-Петербургской медико-хирургической академии. Будучи студентом, работал в действующей армии в ходе Русско-турецкой войны 1877–1878 годов. На перевязочных пунктах вблизи сражений Бехтерев оказывает врачебную помощь раненым под Плевной (в Болгарии) бойцам, за что удостоен благодарности российского императора и светло-бронзовой медали.
В 28 лет после защиты докторской диссертации ученый переезжает в Казань с семьей – женой Натальей Базилевской, сыном Евгением и дочерью Ольгой. Здесь он занимает должность профессора Казанского университета на кафедре нервных и душевных болезней. Документы об этом назначении также сохранились в архиве.
О незаурядных способностях и авторитете Бехтерева в ученых кругах говорит такой показательный факт: в августе 1885 года он прибывает в Казань, а уже в сентябре университет рассматривает его предложение об открытии кабинета для душевнобольных.
Через полтора столетия даже пара строк на желтых листках способна всерьез изменить историю.
Одним из слушателей профессора оказался работник городской булочной Алексей Пешков. В книге «Мои университеты», став Максимом Горьким, он свидетельствует: «…Раз в неделю я бегаю еще дальше – в «Сумасшедший дом», где читал лекции психиатр Бехтерев, демонстрируя больных. Однажды он показывал студентам больного манией величия: когда в дверях аудитории явился этот длинный человек, в белом одеянии, в колпаке, похожем на чулок, я невольно усмехнулся, но он, остановясь на секунду рядом со мною, взглянул в лицо мне, и я отскочил, – как будто он ударил в сердце мое черным, но огненным острием своего взгляда. И все время, пока Бехтерев, дергая себя за бороду, почтительно беседовал с больным, я тихонько ладонью гладил лицо свое, как будто обожженное горячей пылью».
В Казани Бехтерев создает 112 научных трудов, всего их насчитывается более шестисот. Списки с опубликованными работами ученый скрупулезно ведет сам, и небольшие листки дошли до нашего времени в идеальном состоянии. Из них мы узнаем, что известная «Классификация душевных болезней» напечатана в «Ученых записках Казанского университета» в 1891 году.
Этот и другие документы, доступные на сайте Архивной службы республики, хоть и кажутся рядовыми свидетельствами жизни нашего прославленного земляка, но через полтора столетия даже пара строк на желтых листках способна всерьез изменить историю.
