НА ТРИБУНАХ СМЕНА ПОКОЛЕНИЙ
В России закон на запрет продажи пива во всех физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружениях, а также его употребление вблизи стадионов, начал действовать с 1 января 2005 года, а до этого не было никаких ограничений. В свое время на нем настоял Минздрав РФ и ряд других министерств и ведомств. Исключение было сделано только на время проведения чемпионата мира по футболу с 14 июня по 15 июля 2018 года, когда пиво продавали на стадионах, отведенных для матчей мундиаля.
Возможно, ЧМ по футболу и подстегнул сторонников пенного напитка к решающим действиям – законопроект о разрешении продаж пива был внесен в Госдуму уже в 2019 году и даже рассмотрен в первом чтении. Но дальше процесс не пошел из-за противодействия Минздрава и сторонников федерального проекта «Трезвая России».
Отчасти их можно понять. Как известно, здоровье людей деньгами не измеришь, а пива никогда не было в меню правильного питания. А учитывая, что у русского человека зачастую нет меры, то чрезмерное употребление даже пива может пагубно влиять на здоровье.
В то же время попить пива на стадионе можно и сейчас, несмотря на запрет. Для этого достаточно купить билет в ресторан стадиона или в ложу. Безусловно, в ложу на стадионе ходят единицы. Но нельзя оставлять вниманием и другой факт: в России в последние годы меняется характер поглощения алкогольных напитков. На трибуны стадионов приходит новое поколение болельщиков, для которых ближе другие способы поднятия настроения, нежели пиво.
БОКАЛЫ КАК СУВЕНИР
Фото: t.me/fcrk1958
Еще противники закона указывают на то, что потребление пива на трибунах не способствует повышению безопасности. Безусловно, есть категория людей, которые боятся возвращения 90-х годов прошлого века. Тогда на трибунах стадионов было просто опасно находиться. В те времена, да и чуть позже, уже в начале 2000-х, драки и склоки пьяных болельщиков на футбольных матчах было дело обычным, а мат служил основой разговорной речи.
Сейчас обстановка на трибунах иная, часто матчи посещают целыми семьями, и никаких проблем, всё спокойно и люди разных возрастов комфортно общаются друг с другом, получая удовольствие от футбола. И разрешение на продажу пива, считают представители этого сообщества, может нарушить сложившееся равновесии в среде болельщиков.
Министерство спорта и прочие организации, ратующие за возврат пива на стадионы, не гарантируют их посетителям безопасности. Но например в театре наливают напитки и покрепче. И никто из посетителей так вопрос ребром не ставит.
Вспомним тот же опыт чемпионата мира 2018 года, который проходил с 14 июня по 15 июля на 12 стадионах в 11 городах страны. В общей сложности матчи посетили более 3 млн болельщиков, а Fan-зоны – 7,7 млн человек. По оценке ФИФА, за время турнира было выпито 1,45 млн литров пива. И никаких проблем с безопасностью не возникло.
Напиток продавался порциями по 0,45 л в фирменных стаканах бренда Bud, в среднем каждый зритель за чемпионат выпил примерно 135 мл пива. На матчах порция стоила 350 рублей, а в Fan-зонах – 250. Реализация пива в специальных пластиковых бокалах с указанием конкретного матча и эмблемой чемпионата, не только способствовала рекламе бренда, но и помогла болельщикам и коллекционерам обзавестись дополнительными сувенирами.
Любопытно, что чемпионат мира в России прошел под знаком относительно высокой востребованности безалкогольного пива – на него пришлось более 2% покупок, тогда как обычно эта доля не превышает 1,5%.
Еще интересный факт из «пивной» истории чемпионата мира. Наибольшее увеличение продаж пива среди 11 городов страны было отмечено в Сочи (39%), Волгограде (31%), Калининграде (30%) и Казани (27%).
ХУЛИГАНОВ НАЙДУТ ПО FAN-ID
Фото: t.me/fcrk1958
Раз уж мы привели столицу республики в качестве города, находившегося в числе лидеров пивной реализации в ходе чемпионата мира, уместно слегка добавить красок.
После окончания мундиаля «околопивные» дискуссии продолжились и на трибуны вышли крупные политические фигуры. Глава Татарстана Рустам Минниханов, подводя итоги прошедших в Казани событий чемпионата мира, не забыл и о пиве, которого было продано на 89 млн рублей. «Никаких эксцессов, никаких проблем не было. Мне, конечно, стыдно так говорить, мусульманину, но я забочусь о наших братьях-православных», – шутливо высказался он. Президент России Владимир Путин с не меньшим юмором отреагировал: «Уж если мусульмане просят к пиву либеральнее подойти – посмотрим».
Мне сложно понять, кому выгодно столько лет обсуждать тему, которая, на мой взгляд, того не стоит, и не прийти за это время к какому-то конкретному решению. И вариантов только два – разрешить или нет.
Когда чемпионат страны начинается в марте, а его осенняя часть завершается в декабре, срок поглощения пива значительно сокращается, ведь не будешь пенный напиток цедить на трибуне, когда на термометре минус, и зуб на зуб не попадает. Другое дело в жару, когда бокальчиком пива вполне можно утолить жажду и никому при этом не создать проблем.
Без пива некоторые матчи и смотреть невозможно, а его возвращение на стадионы должен принести определенный доход российскому футболу. Учитывая наличие Fan-ID, люди будут пить в меру, считают многие болельщики, обсуждающие данную тему в социальных сетях.
Согласен, что трезвый трижды подумает, прежде чем мяч бросит мяч на поле, как это случилось на «Ак Барс Арене» в недавнем матче Кубка России «Рубина» с грозненским «Ахматом». Хулиганов нашли, от посещения матчей отстранили, а клуб наказали штрафом. Но пива на стадионе не продавали. Значит фанаты где-то по дороге «зарядились» или они просто неадекватные ребята по жизни.
Можно согласиться и с тем, что продажа пива не поспособствует повышению посещаемости матчей чемпионата страны. Болельщик, приобретая билет на футбол, исходит из того, как команда играет, и не руководствуется тем, будет на стадионе пиво или нет. И пока большинство команд «валяют дурачка на поле», сложно будет добиться заполняемости арен.
Пиво – это дань определенным традициям, это футбольный атрибут. А напиться можно где угодно, не обязательно это может произойти на матчах. Введение Fan-ID, установка камер видеонаблюдения на стадионах, армия стюардов – всё это сделано для безопасности зрителей на трибунах. Нарушители порядка могут быть оперативно выявлены и удалены со стадиона.
Хотя законопроекту, похоже, дают «зеленую улицу», не будем торопить события. После второго чтения, есть еще третье, затем подписания закона главой государства. И это дело не быстрое.