ПОД ЖЕСТКИЙ ОГОНЬ САМОКРИТИКИ КАФЕДРУ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ!

В Казани начался общественный
смотр профессорского и преподава-
тельского состава ВУЗ'ов.
Особое внимание общественный смотр
должен уделить тому, как профессор-
ско-преподавательский состав пере-
строил свои программы и методы
преподавания в соответствии с зада-
чами социалистической реконструкции
хозяйства и освоения новых достижений
техники. Консерватизм, проявляемый
некоторыми профессорами и препода-
вателями в вопросах об изменении
программ и приспособлении их к новым
задачам, надо преодолеть. Смотр по-
может руководителям кафедр и их
сотрудникам скорей перестроиться и
перейти на новые темпы работы. Необ-
ходимо разоблачить тех, которые
усматривают в реконструкции ВУЗ'ов
шаг назад. Эта точка зрения должна
быть категорически осуждена, как
антисоветская попытка держать кадры
специалистов на темпах постоянного
отставания от новейших достижений
науки и техники.
Общественный смотр должен выявить,
в какие щели пролез наш враг, где он
окопался, за какое звено в высшей
школе он ухватился. Общественный
смотр выявит политическую дифферен-
циацию научных работников, выявит
всех, кто является активным участни-
ком социалистической стройки, на кого
партия может опираться полностью.
Пассивное, чиновническое отношение
к делу должно быть категорически
осуждено, потому что оно тормозит
социалистическое переустройство и
оказывает содействие классовому вра-
гу. Классовый враг, окопавшийся в
ВУЗ‘е, должен быть отметен беспо-
щадно.
Установление форм связи с произ-
водственными единицами и коллектива-
ми, взаимное участие и консультация
в выработке планов, взаимная работа
по рационализации, над усовершенст-
вованиями и наиболее эффективным
использованием сырья и отбросов про-
изводства—должны получить в процес-
се общественного смотра наиболее
полное отражение. Фабрика, завод,
совхоз, колхоз должны стать основны-
ми практическими лабораториями. Как
организована производственная прак-
тика студентов, как ими руководят про-
фессора и преподаватели, как учиты-
ваются результаты этой практики —
должен выявить смотр.
Участие профсоюзов в руководстве
работой ВУЗ'ов и подборе профессор-
ского и преподавательского состава до
сих пор остается формальным. Смотру
предстоит наметить такие формы уча-
стия профсоюзов, которые обеспечили
бы их влияние на повседневную рабо-
ту высшей школы. Научные лаборато-
рии и кабинеты ВУЗ'ов должны орга-
низовывать и сплачивать вокруг себя
членов профсоюзов, интересующихся
научными проблемами, и помогать ра-
бочим в реализации их изобретений.
Как участвуют профессора и препо-
даватели в социалистическом соревно-
вании,—этот вопрос подвергнется по-
дробному разбору. Необходимо выяснить,
чем вызвано отставание профессорско-
преподавательского персонала:неумень-
ем ли работать по-новому, политиче-
ской-ли неграмотностью, или злой во-
лей-желанием тормозить социалисти-
ческую реконструкцию.
В какой мере проводятся в жизнь
директивы ОК ВКП (б) о выдвижении
татар и националов на командные на-
учные должности? Как идет их подго-
товка и созданы ли соответствующие
условия для их работы? Одновременно
общественный смотр должен выявить,
как изживаются великодержавный шо-
винизм, национал-шовинизм и антисе-
митизм среди профессорско-препода-
вательского состава.
Успешное выполнение перечисленных
задач возможно лишь при развернутой
самокритике среди профессорско-пре-
подавательского состава. Самокритика
в работе всего коллектива и отдель-
ных сотрудников должна стать мето-
дом, помогающим выявить теневые
стороны и неполадки. Без уяснения
своих ошибок, без тщательного анали-
за их, без искреннего желания вскрыть
их—нельзя двигаться вперед.
Стремлениям отдельных руководите-
лей кафедр сохранять кажущееся «бла-
гополучие», «мирную жизнь», «не выно-
сить сора из избы» должен быть на-
несен решительный удар путем само-
критики.
Смотр должен также разрушить се-
мейственность, наблюдающуюся в жиз-
ни некоторых кабинетов ВУЗ'ов, раз-
рушить все дурные традиции.
Успех общественного смотра во мно-
гом зависит от подготовительной и ор-
ганизационной работы. Уяснили ли се-
бе научные работники смысл и полити-
ческое значение этого мероприятия?
Вузовские коллективы Варнитсо долж-
ны оказать всемерное содействие ко-
миссиям, проводящим смотр.
Проверка выполнения принятых ре-
шений, учет их реализации должны стать
предметом повседневной заботы кол-
лективов научных работников. Следует
рекомендовать организацию соответ-
ствующих бригад, которые учитывали
бы результаты смотра. Проверка вы-
полнения должна начаться назавтра же
после смотра и продолжаться непре-
рывно. Кто не организует проверки
выполнения, тот уничтожает весь смысл
смотра и сводит его к говорильне или,
в лучшем случае, к трафаретному от-
чету.
Вопрос об ускорении темпов подго-
товки специалистов, вопросы качества
подготовки кадров специалистов и на-
учных работников, их политического
развития, их марксистско-ленинского
воспитания, вопросы увеличения кад-
ров нужных нам специалистов—явля-
ются вопросами общественного смотра.
П.
Вы уже оставили реакцию
Новости Еще новости