День 8 марта — международный празд-
ник работниц. Я не буду рассказывать
истории возникновения этого праздника,
сыгравшего крупнейшую роль во всем
женском пролетарском движении. Не бу-
ду повторять, какую громадную роль
сыграла в этом движении Клара Цеткин,
имя которой неразрывно связано с днем
8 марта. Не буду также повторять хоро-
шо известные этапы нашего женского
пролетарского движения. Я советую пе-
речитать книжку Е. Бломиной (Инесса
Арманд) — «Работницы и Интернацио-
нал», изданную 10 лет назад, написанную
Инессой незадолго до ее гибели. В этой
книжке собраны и освещены все основ-
ные факты международной борьбы работ-
ниц.
«Третий Интернационал будет построен
не только рабочими, но и работницами,—
писала Инесса. — И в этом деле привле-
чения работниц всего мира к коммунизму
русские работницы могут сделать очень
многое. Они первые оказались в усло-
виях диктатуры пролетариата, в условиях
социализма. Они первые на деле, на жиз-
ненном опыте узнали, что означает совет-
ская власть для работниц и крестьянок.
Русские работницы должны тесно свя-
заться со своими сестрами Запада, они
должны рассказать им обо всем, что им
дала рабочая власть. Они должны их
призывать бороться за советскую власть
в своей стране, примыкать к коммунизму
и Коммунистическому Интернационалу.
Таким образом русская работница уско-
рит развитие революции, поможет скорей-
шему созданию коммунизма».
Десять лет прошло с тех пор, как были
написаны эти строки. Десять лет упор-
нейшей борьбы, изо дня в день, подняли
все наше движение на гораздо более вы-
сокую ступень. За эти десять лет мы
справились с разрухой внутри советской
страны, сделали большие успехи на
фронте хозяйственном, научились лучше
учитывать и рассчитывать, научились
планировать нашу хозяйственную рабо-
ту в государственном масштабе, мы сде-
лали несомненные успехи в области инду-
стриализации и благополучно пересажи-
ваемся с замученной крестьянской лоша-
денки на трактор и комбайн.
Конечно, учеба на хозяйственном фрон-
те нам стоила немало. Было много про-
махов, неудач, но в результате строимся,
поднимаем хозяйство, идем вперед бы-
стрыми темпами. Сельское хозяйство так
широко развертывается, пример тому —
совхоз «Гигант». Зерновые фабрики бы-
стро развиваются, они страхуют страну
от голода. Заработал трактор, и быстрым
темпом стало развиваться колхозное дви-
жение. Колхозное движение дает в свою
очередь могучий толчок к культурной
жизни, вызывая громадную неутолимую
жажду знания, потребность разобраться
во всем окружающем.
Масса культурно растет. Глухая дерев-
ня засела за букварь. Быстро идет ликви-
дация неграмотности среди женщин. Мил-
лионы обучаются грамоте. На ликпунктах
теперь вводятся политграмота, политчас.
Женщины, обучающиеся грамоте, вовле-
каются в общественную работу.
Растет культурный уровень рабочих.
Мне пришлось быть на собрании ленин-
градских рабочих, едущих в деревню по-
могать колхозному строительству. На
собрании было 2.000 рабочих, большин-
ство их со средним образованием. Пришла
недавно на большое собрание москов-
ских рабочих университетов. На собра-
нии было около 2.500 человек. Бросился
в глаза интеллигентный вид собравших-
ся. Оказалось, в Москве в рабочий уни-
верситет принимают лишь по окончании
семилетки и общеобразовательных двух-
годичных курсов. Растет культурно го-
род, растет культурно деревня.
Женщина ведет и в городе и в деревне
большую работу: в профорганизациях, в
качестве женорганизатора, в кооперации,
в советах, в колхозах, много женщин-вы-
движенок есть во всех областях рабо-
ты.
Меняется культурное лицо города, ме-
няется и культурное лицо деревни. «Не
думайте, — говорил ленинградским рабо-
чим, едущим на Нижнюю Волгу, секре-
тарь крайкома Шеболдаев, — не думайте,
что теперешняя деревня похожа на ста-
рую, нищую, темную деревню: лицо де-
ревни изменилось».
В этом году поднимается за последние
месяцы целая волна движения за новый
быт. Пока эти вопросы обсуждаются,
главным образом, в городах, но внима-
ние все больше и больше приковывается
к этому вопросу. Новые дома, обществен-
ное питание, новое общественное воспи-
тание детворы — все эти вопросы встают
во весь рост. Корыто, кухонные горшки,
люльки, — все то, что так заедало жизнь
трудящейся женщины, мешало ей поду-
мать о чем-либо («недосуг, некогда, у
меня, матушка, стирка», — говаривала
бывало работница), приковывало к дому
(ушла на перевыборы, закрыла трубу
раньше времени, муж и дети на смерть
угорели), — все эти нудные мелочи попа-
ли под жесточайший обстрел, виден уже
путь к освобождению от них, обсужда-
ются подробности, как скорейшим обра-
зом от них избавиться.
Десять лет прошло с 1920 года и те же
вопросы, что стояли в то время, стоят и
теперь, но создались совершенно новые
возможности их разрешения. Конечно,
иллюзий строить себе не приходится, мы
видим, какой путь борьбы еще лежит пе-
ред нами, мы знаем, как много надо пре-
одолеть трудностей, знаем на практике.
Устраивается столовка при новом доме-
трах!—потребкооперация снимает со снаб-
жения: не наше, де, дело, снабжать какие-
то там общественные столовки, пусть к
частнику идут. Об’единяются несколько
домов для устройства детской столовой,
— трах! — финагент тут как тут... А чем
ему детская столовка помешала. Аллах
его разберет. И так во всем. Но мы сами
потребкооперацию строили, финагентов
разводили, неужто с ними не справимся?
Будут у нас детстоловки, будет все, что
надо для организации нового быта.
По мелочам видно, что наша револю-
ция поднимается на новую ступень. Сей-
час напрягаются силы, чтобы всю массу
поднять к сознательной жизни. Надо под-
нимать общими силами самые отсталые
слои. Культурная отсталость, как трахо-
ма, как оспа: она заражает. Не может
страна стать сытой, здоровой, просвещен-
ной и светлой, как того хотел Ильич, ес-
ли будут в ней голодные, больные, тем-
ные, забитые люди. Сейчас положение
бедноты, положение национальных мень-
шинств, положение работниц и крестья-
нок становится в центре общественного
внимания. Надо эти слои поднять, орга-
низовать по-новому.
В прошлом году перед зимними кани-
кулами была я в КУТВ’е (коммунистиче-
ском университете трудящихся Востока).
Пришлось мне говорить о раскрепощении
женщин Востока. И вот, к своему удив-
лению, я узнала, что этот вопрос ни разу
еще не ставился в КУТВ’е на общих со-
браниях, что ставился он только на жен-
ских собраниях. И мне пришлось гово-
рить о том, что это — общее дело, что
раскрепощение женщин должно быть не
только делом женщины, что это в равной
мере и дело мужчин, что женщина в чад-
ре свидетельствует не только о том, что
женщина в рабстве, но что вся страна еще
не освободилась от плена рабовладель-
ческой психологии. Раскрепощение жен-
щины — дело общее. И тот, кто созна-
тельнее, кто поднялся до уровня члена
партии, члена комсомола, не может тер-
петь уже рабства женщины. — В день 8
марта пусть моя жена сбрасывает чадру.
Это принято теперь. Но — попразднова-
ла и баста. Я — твой повелитель, поторо-
пись опять закрыть лицо. — Так, что ли?
Женщина уже не отступит, но надо, что
бы тут был единый фронт, и тот, кто по-
сильнее, налегал понапористее. Пережит-
ки старого надо смести. В 20 годовщину
установления женского международного
дня работница советской страны чувству-
ет, что сейчас ей гораздо легче добиться
не формального только, не юридического
только, а фактического, реального равно-
правия.
Первый этап борьбы, когда дело шло,
главным образом, об уравнении в правах,
приближается уже к концу.
Наступает второй этап — борьба за ре-
альное равноправие.
Все органы соввласти, все партийные,
профессиональные, кооперативные орга-
низации должны об’единиться для созда-
ния этого реального равноправия. Все
должны быть на-чеку. Без дружной борь-
бы на этом фронте не превратишь нашу;
революцию в преддверье социализма.