ЛЕСОСПЛАВ—ОДИН ИЗ ВАЖНЕЙШИХ УЧАСТКОВ СТРОИТЕЛЬСТВА

Сплав—один из наиболее важных участ-
ков работы, обеспечивающей пятилетку.
Строительство новых фабрик и заводов,
социалистических городов упирается не
только в металл, но и в дерево.
Стоят ли наши сплавляющие организа-
ции на высоте поставленной перед ними
задачи? К сожалению, нет. В этом они
чистосердечно признались на совещании
по сплаву, происходящем в Казани.
В своем отчетном докладе о проделан-
ной работе начальник сплава тов. Алек-
сандров, прежде всего, остановился на
вопросах аварийности. Приведя сумму
убытков за последние четыре года, он
приходит к выводу, что убыточность от
аварий постепенно снижается. Если в 26
году убыток равнялся 473 тысячам, то в
1929 году он немного менее 267 тысяч.
Самая крупная авария в этом году — бы-
ла авария баржи Волго-Каспий-Леса при
проводке под Ульяновский мост. Авария
произошла по вине командира парохода
и обслуживающего персонала. Вообще
характерно, что самые крупные аварии
падают на древесину, идущую под паро-
ходами. Причины: расхлябанность, бес-
хозяйственность, отсутствие квалифици-
рованного состава плавщиков и плохая
оснастка. Больше всего аварий бывает у
Волго-Каспий-Леса.
Рационализаторские мероприятия на
сплаве стали развиваться лишь в самое
последнее время, но сказать, чтобы де-
довские приемы сплава отошли в веч-
ность, пока преждевременно. Основное
мероприятие на первоначальном сплаве
заключается в изменении самого спосо-
ба прохождения плотов. Аккордный спо-
соб заменен Путиным, с прикреплением
рабочей силы не к караванам, а к местам.
Руководство сплавом об’единяется на
каждой сплавной реке в одних руках.
Плотовые единицы укрупняются. Мо-
чальные снасти заменяются пеньковыми.
Вводится освещение сплавных рек керо-
сино - калильными фонарями. Впрочем,
нельзя считать, чтобы эти рационализа-
торские мероприятия дали значительный
эффект. Все они пока еще не выходят из
стадии опыта.
Чрезвычайно печально обстоит дело с
жилищным вопросом на сплаве. Несмот-
ря на распоряжения правительства, лесо-
заготовляющие организации категориче-
ски отказались передать начсплаву пост-
ройки и не внесли денег на жилищное
строительство. Смета на постройки в ме-
стах погрузки и проплава на марийских
реках и Каме исчисляется в 186.615 руб-
лей, денег же поступило всего 17 тыс.
С набором рабочей силы дело обстоит
также неудовлетворительно. Вербовка
проходит медленно. Только недавно ре-
шен вопрос о том, кто должен занимать-
ся этим делом. В прошлом году на спла-
ве работало 47 тысяч человек. Из-за не-
достатка рабочей силы осенью пришлось
прибегать к мобилизации. Будет ли об-
стоять дело лучше в нынешнем году,—
сказать трудно. Потребность рабочей си-
лы по сравнению с прошлым годом уве-
личивается на 50 процентов. К сожале-
нию, около 60 процентов рабочих сплава
будут неквалифицированные. Это обстоя-
тельство угрожает нормальному ходу
сплава, поэтому необходимо при вербов-
ке рабочей силы обратить на него серь-
езное внимание.
Велика потребность сплава в паровой
силе. Для сводки 708 плотов необходимо
364 парохода, считая, что каждый па-
роход возьмет два плота кубатурою 12
тысяч кубометров. Для сводки 100 само-
сплавных плотов из Сталинграда в Аст-
рахань потребуется 50 пароходов. Необ-
ходима также паровая тяга для проводки
плотов под железно - дорожные мосты
и на перекатах. Наконец, нужны плоты
для местного сплава.
Для фактической работы в течение все-
го сплавного сезона необходимо закре-
пить за лесосплавляющими организация-
ми 140 пароходов. В прошлом году, как
известно, сплав сильно страдал от недо-
статка и несвоевременного выхода паро-
ходов, в особенности, в осенний период.
Лишь когда сплав встал под угрозу круп-
ных убытков и производственных проры-
вов, в дело вмешался предсовнаркома
тов. Сырцов, который дал категорическое
распоряжение предоставить пароходы для
плотов. Благодаря вмешательству тов.
Сырцова, положение было спасено.
По заявкам лесосплавляющих органи-
заций и начальников соседних районов в
навигацию 1930 года предполагается
сплавить 9.105.826 кубометров. Однако,
некоторые организации, как, например,
Лесосиндикат, до сего времени еще не
имеют твердого распределения древесины
по пунктам приплава.
В виду недостачи паровой тяги, пред-
полагается увеличение самосплава, но это
увеличение упирается в недостаток таке-
лажа и специалистов-плотоводов. Осооен-
но остро положение с такелажем. Не
хватает якорей, плотов, цепей и других
предметов оборудования.
Некоторые организации имеют излиш-
ний такелаж. Однако, до сих пор никаких
сведений об этом в начсплав они не пред-
ставили. На весь недостающий такелаж
сделаны заказы, но надеяться на выпол-
нение очень трудно. Единственным выхо-
дом из -положения является использова-
ние всех снастей на два-три рейса.
Большие затруднения будет испытывать
сплав также в отношении лоцманского
состава. До сих пор приходилось пользо-
ваться услугами старых лоцманов, при-
надлежащих, как правило, к зажиточной
верхушке деревни. Многие из них теперь
являются лишенцами. Лишь с нынешнего
года началась работа по подготовке кад-
ров .При управлении начсплава функцио-
нирует двухгодичная школа сплава в ко-
личестве 70 человек. Открыты пятимесяч-
ные курсы по поднятию квалификации
среднего технического персонала на 50
человек, а также трехмесячные курсы
для младшего персонала. Кроме того, с
10 февраля открыты двухмесячные кур-
сы по типу школ фабзавуча.
Доклад начальника сплава вызвал
оживленные прения. Делегаты совеща-
ния отметили, что сумма убытков от ава-
рий определена начальником сплава лишь
по одному району. Эта цифра в целом
не менее трех миллионов. Во всех других
хозяйственных организациях при нали-
чии таких крупных потерь дело не обо-
шлось бы без прокурора, а на сплаве?
На сплаве к этому относятся, как «к
воле божьей».
— Об’ективные обстоятельства! Сти-
хия бушует. Уж так повелось каждый
год, без дани Волга не пропустит спла-
ва!
Обычно, в этих случаях составляются
акты о потере, напоминающие собой «ме-
дицинские акты о смерти» и этим все
кончается. Виноватых нет! Такое отноше-
ние должно быть изжито. Во всех авари-
ях бывают виноваты определенные лица,
неправильное оборудование плотов, не-
брежность лоцманов и, в особенности, ко-
мандиров пароходов. Некоторые из них,
люди старого закала, со старым душком
определенно саботажничают и меняют
темп работы лишь в том случае, если их
хорошо угостят.
Тов. Смирнов отметил необходимость
бороться с поздним приплавом и замер-
занием плотов. Ведь древесина нужна к
определенному сезону. Приплав ее вызы-
вается строительными программами в
промышленности. Заморозить древесину—
это преступление. Оно вызывается ис-
ключительно халатностью сплавляющих
организаций. Зачастую, приходя на ме-
сто, сплавщики не могут найти начальст-
ва.
Тов. Палагин, представитель Волго-Кас-
пий-Леса, характеризует правила судо-
ходного надзора, как пережиток стари-
ны. В отношении судоходного надзора к
сплаву много формализма. Нужны новые
лица, новые кадры. Необходимо подгото-
вить лоцманов - техников с прикоманди-
рованием их к леспромхозам, а также ши-
ре вовлечь в сплавное дело женщин
Первые опыты в этом направлении дали
удачные результаты. Следует организо-
вать ударные бригады по вербовке рабо-
чей силы, по отысканию и мобилизации
такелажа и сделать эту работу ударной,
как посевную кампанию. Необходимо ис-
пользовать комсомольские бригады, в
особенности на транзитном сплаве.
Тов. Борисов (представитель Москвы)
считает, что нужно уделить главное вни-
мание вопросам лучшей организации
предстоящего сплава. Обычно ссылаются
на стихию, она, де, помешала работе. Не-
обходимо заранее предусмотреть все
случайности.
Тов. Титов (Самара) считает, что одной
из главных причин аварий является не-
правильная сборка плотов. Достаточно
какого - нибудь шторма, и плот разби-
вается на отдельные бревна. В особенно-
ности плохо увязываются плоты на Вят-
ке. Трудно сказать, что это такое: грубая
бесхозяйственность или вредительство?
Возможно, что то и другое. На этом надо
заострить внимание совещания. А рацио-
нализаторская работа? Ее незаметно. Она
не освещается на производственных со-
вещаниях. Нет материала, освещающего
эту работу. Трудовая дисциплина на
сплаве далеко не на высоте. Это относит-
ся и к команде, и к лоцманам, и к аген-
там. Аппарат начсплава не гибок. На
сплаве редко видишь представителя это-
го аппарата.
Тов. Суханов (Союзлес) не разделяет
оптимизма тов. Александрова относи-
тельно аварийности. Цифра убытков, по-
казанная в докладе, кажется ему сомни-
тельной. Сказать, что сплав 1929 года
прошел лучше, чем сплав 28 года, — ни-
как нельзя. В 1929 году замерзло 229
тысяч кубометров древесины. Этого в 28
году не было. От недостатков сплава
сильно пострадало строительство Нижне-
Волжского края и Закавказья. Выполним
ли мы программу нынешнего года на все
100 процентов? У начсплава нет уверен-
ности в этом. Проектируется постройка
целых социалистических городов. Строи-
тельство промышленности достигает ог-
ромного размаха, значит, отставать нель-
зя. Со стороны начсплава до сих пор не
было твердого руководства. Начсплав —
это «какая-то наблюдающая» организа-
ция. Нужен такой аппарат, который бы
отвечал за сплав. В настоящее время та-
кой ответственности за собой никто не
чувствует. Наконец, нужно обратить вни-
мание на полное отсутствие культурной
работы. Мат, картежная игра, пьянка —
вот что заполняет досуги нашего сплав-
щика. На плотах вы не найдете ни газе-
ты, ни книжки, ни журнала.
Тов. Климов (Казань) обращает внима-
ние на необходимость бережного отноше-
ния к якорям. В прошлом году на дне
Волги был оставлен 101 якорь и никто не
позаботился о том, чтобы их извлечь.
Между тем это дефицитный материал.
Выпуск плотов в транзитный сплав идет
бессистемно. Плоты выпускаются то в
одиночку, то целыми караванами, вслед-
ствие чего получается их скопление на
перекатах и под мостами. Не один раз
наблюдались случаи, когда плоты плыли
без освещения за недостатком керосина.
Тов. Мухачев (Казань) говорит о необ-
ходимости принятия самых решительных
мер к выполнению 100 % програм-
мы сплава. Разноголосица, халатность и
прочие грехи прошлогодней кампании
должны быть окончательно изжиты. С на-
рушителями трудовой дисциплины, с бес-
хозяйственностью надо повести беспо-
щадную борьбу.
К. Т.
Вы уже оставили реакцию
Новости Еще новости