В целях дальнейшего укрепления
сельских советов, как органов проле-
тарской диктатуры, как руководителей
широко развернувшейся коллективиза-
ции сельского хозяйства и связанной
с этим ликвидации кулачества, как
класса, а также как организаторов
активности батрацких, бедняцких и се-
редняцких масс в деле дальнейшего
под'ема сельского хозяйства и его со-
циалистического переустройства,—пре-
зидиум Центрального Исполнительного
Комитета Союза ССР предлагает цен-
тральным исполнительным комитетам
союзных республик провести в жизнь
организацию сельских советов на ниже-
следующих основаниях:
I. Организация сельских
советов
1) Сельские советы, как правило,
образуются во всех селах, за исключе-
нием тех мелких селений, которые мо-
гут объединяться в единый сельский
совет без ущерба для политической,
хозяйственной и культурной жизни
этих мелких селений.
2) В районах сплошной коллективи-
зации при об'единении ряда сел в еди-
ный колхоз организация сельских со-
ветов должна в основном совпадать с
первичной ячейкой коллективного хо-
зяйства (производственный участок и
т. п.). При этом следует исходить из
необходимости сохранения сельских
советов попрежнему во всех селах.
Установление точных границ сельских
советов, а также принципов организа-
ционного построения коллективных хо-
зяйств возлагается на окружные ис-
полнительные комитеты с утвержде-
нием их решений президиумами цен-
тральных исполнительных комитетов
союзных республик. При установлении
границ сельских советов необходимо
учитывать численность и плотность на-
селения, его национальный состав, со-
стояние дорог и средств связи.
3) Избиратели различных слоев тру-
дящегося населения участвуют в выбо-
рах депутатов в сельские советы по
одинаковой, установленной согласно
конституции, норме. Порядок выборов
в сельские советы и сроки, некоторые
они избираются, устанавливаются цен-
тральными исполнительными комите-
тами союзных республик, в соответст-
вии с основными положениями о выбо-
рах в советы, издаваемыми Централь-
ным Исполнительным Комитетом Союза
ССР.
4) Избиратели имеют право отзыва в
любое время избранных ими и неоправ-
давших их доверия депутатов. Взамен ото-
званных депутатов производятся до-
выборы.
5) Для выполнения решений сельско-
го совета и ведения текущей работы
сельским советом из числа его членов
избираются председатель и секретарь,
при чем последний может быть избран
и не из состава членов совета. В сель-
ских советах, об'единяющих значитель-
ное количество населения, могут быть
избираемы президиумы.
6) Для осуществления контроля за
финансово-хозяйственной деятельно-
стью и за постановкой массовой рабо-
ты сельского совета одновременно с
выборами сельского совета и на тот
же срок полномочий избирается реви-
зионная комиссия. Ревизионная комис-
сия осуществляет свой контроль не-
прерывно, поддерживая теснейшую
связь с избирателями и, в случае на-
добности, своевременно доведя до их
сведения о недостатках, существующих
в работе сельсовета.
II, Права и обязанности сель-
ских советов
7) Сельский совет является высшим
органом власти в пределах его терри-
тории. Как орган пролетарской дикта-
туры в деревне, сельский совет орга-
низует активное участие трудящихся
масс деревни в государственном управ-
лении и в социалистическом, хозяй-
ственном и культурном строительстве.
8) Сельские советы разрешают все
вопросы местного (сельского) значения
и обсуждают вопросы районного, ок-
ружного, областного (краевого), рес-
публиканского и общесоюзного значе-
ния. Сельские советы наблюдают за
исполнением на их территории всеми
гражданами и должностными лицами
законов и распоряжений советской
власти, борясь со всякими попытками
противодействия мероприятиям совет-
ской власти, а также борясь со всеми
искажениями классовой пролетарской
линии в применении законов и при про-
ведении в жизнь всех мероприятий. В
современных условиях обострения клас-
совой борьбы сельские советы должны
особенно решительно пресекать анти-
советскую борьбу кулацких элементов
9) В порядке и в пределах, устанав-
ливаемых законодательством, сельским
советам предоставляется право изда-
ния обязательных постановлений и на-
ложения административных взысканий
и штрафов за их невыполнение. Для
рассмотрения и разрешения имуще-
ственных и трудовых споров, а также
мелких уголовных дел и для укрепле-
ния революционной законности, при
сельских советах организуются на ос-
нове законодательства Союза ССР и
союзных республик сельские суды.
10) В целях укрепления обороноспо-
собности Союза ССР, сельские советы
содействуют соответствующим органи-
зациям в проведении мероприятий по
военизации населения, по пропаганде и
распространению военных знаний, по
организации допризывной подготовки и
территориальных сборов, по недопуще-
нию в Красную армию классово-чуждых
элементов.
III. Задачи сельских советов
в области хозяйственного
и культурного строительства
11) Основной задачей сельских сове-
тов является руководство социалисти-
ческим переустройством сельского хо-
зяйства, путем организации коллектив-
ных хозяйств и других кооперативных
об‘единений. Сельский совет заботится
о всемерном повышении урожайности,
о расширении посевных площадей, о
развитии и обобществлении животно-
водства как в коллективных хозяйст-
вах, так и в неколлективизированных
еще крестьянских хозяйствах. Вместе с
тем сельский совет оказывает помощь
существующим на его территории со-
ветским хозяйствам (зерновым, живот-
новодческим. льноводческим и т. д.) и
другим государственным социалистиче-
ским предприятиям.
12) В целях руководства организацией
и работой коллективных хозяйств, сель-
ские советы: а) периодически заслуши-
вают отчеты о деятельности всех уч-
реждений и предприятий, участвующих
в колхозном строительстве, а также
самих колхозов, находящихся на тер-
ритории сельских советов, б) рассма-
тривают и утверждают планы коллек-
тивных хозяйств и других кооператив-
ных организаций и, в случае несоответ-
ствия их общегосударственным планам
и производственным заданиям, дают со-
ответствующие указания для их пере-
работки, в) дают заключения по хода-
тайствам коллективных хозяйств о пре-
доставлении им кредита, инвентаря и
т. п., г) руководят развертывающимся
в коллективных хозяйствах новым
строительством (жилищ, различных
хозяйственных построек, школ, клу-
бов, больниц и т. д.).
13) Б селах тех районов, которые еще
не охвачены сплошной коллективиза-
цией, сельские советы заботятся о
всемерном под'еме индивидуальных
бедняцких и середняцких хозяйств
(путем организации простейших коопе-
ративных об'единений, проведения
агроминимума, расширения посевных
площадей и т. д), направляя развитие
этих индивидуальных хозяйств в сторо-
ну их скорейшей коллективизации и
развертывания вокруг задач коллекти-
визации большей разделительной и
подготовительной работы. Сельские
советы организуют батрацкие, бедняц-
кие и середняцкие массы для борьбы
с кулачеством, всемерно ограничивая
в еще неколлективизированных районах
его эксплуататорские тенденции и до-
биваясь хозяйственного вытеснения ка-
питалистических элементов с тем, что-
бы с переходом сел данных районов на
сплошную коллективизацию перейти
к окончательной ликвидации кулаче-
ства.
14) Сельские советы наблюдают за
правильным и целесообразным исполь-
зованием земель и угодий как коллек-
тивными хозяйствами, так и единолич-
ными хозяйствами, и, в случае необхо-
димости, ставят вопрос об отобрании
земель и угодий от организаций и лиц,
нарушающих законы о национализации
земли и невыполняющих производ-
ственных планов и заданий, а также
невыполняющих своих обязательств
перед государством. Сельские советы
руководят всей деятельностью земель-
ных обществ, находящихся на их тер-
ритории, направляя их работу в сторо-
ну социалистического переустройства
сельского хозяйства. Сельский совет
имеет право отмены, изменения и ут-
верждения постановлений земельных
обществ. В районах сплошной коллек-
тивизации земельные общества ликви-
дируются, при чем все их права и обя-
занности полностью передаются сель-
ским советам.
15) Сельские советы наблюдают за
своевременным выполнением коллек-
тивными хозяйствами и неколлективи-
зированными еще крестьянскими хо-
зяйствами, а также различными обще-
ственными организациями и предприя-
тиями всех обязательств перед госу-
дарством по взносам сельско - хозяй-
ственного налога, погашению кредитов,
сдаче государству товарной продукции,
по выполнению договоров о контрак-
тации, выполнению производственных
планов и заданий, особенно при про-
ведении хлебозаготовительной и по-
севной кампаний, а также наблюдают
за правильным и целесообразным ис-
пользованием инвентаря, в полном со-
ответствии с задачами социалистиче-
ского переустройства деревни.
16) Сельские советы наблюдают за
правильным использованием рабочей
силы и агротехнических кадров, а так-
же за организацией и за постановкой
на должную высоту дисциплины труда
в коллективных и советских хозяйст-
вах; за исполнением государственными
и общественными учреждениями, орга-
низациями и отдельными лицами зако-
нов и правил об охране труда, о зара-
ботной плате, а также коллективных и
трудовых договоров и других меропри-
ятий, проводимых советской властью в
области организации и охраны труда.
В случаях нарушения законов о труде,
сельские советы принимают меры к
устранению этих нарушений, а также
привлекают виновных к ответствен-
ности.
17) Сельские советы руководят орга-
низацией и постановкой работы раз-
личных культурных и бытовых учреж-
дений (избы-читальни, дома колхозни-
ков, школы, клубы, ясли, общественные
столовые и т. п.), больниц и других са-
нитарных учреждений, а также органи-
зуют благоустройство в деревне (водо-
снабжение, дороги, связь и т. д.), в це-
лях большого обслуживания трудяще-
гося населения, его социалистического
воспитания и социалистического пере-
устройства его быта.
18) Сельские советы наблюдают за
проведением в жизнь законов о соци-
альном обеспечении крестьян и кресть-
янок, а также установленных законом
льгот и преимуществ красноармейцам,
краснофлотцам, бывшим красногвар-
дейцам и красным партизанам и их
семьям. Сельские советы принимают
необходимые меры содействия по ско-
рейшей коллективизации хозяйств тру-
дящихся крестьян, входящих в перечис-
ленные выше категории.
IV. Бюджет и бюджетные
права сельских советов
19) Б целях дальнейшего развертыва-
ния социалистической, хозяйственной
и культурной деятельности сельских
советов, а также в целях усиления ро-
ли сельских советов в социалистиче-
ском переустройстве быта широких
масс трудящихся крестьян, во всех
сельских советах должны быть образо-
ваны самостоятельные бюджеты. План,
порядок и сроки введения сельских
бюджетов устанавливаются законода-
тельством союзных республик, при чем
в районах сплошной коллективизации
сельские бюджеты должны быть обя-
зательно введены с 1930-31 бюджетно-
го года.
20) Бюджеты сельских Советов дол-
жны обслуживать административные,
хозяйственно-общественные и культур-
ные нужды местного значения. На сель-
ские бюджеты относятся расходы по
содержанию сельских советов, местных
учреждений народного образования и
народного здравоохранения, расходы на
пенсионирование, дорожное дело, связь,
благоустройство населенных пунктов,
а также расходы, связанные с разви-
тием сельского хозяйства и содержа-
нием имуществ и предприятий, находя-
щихся в распоряжении сельских сове-
тов.
21) В доходную часть сельских бюд-
жетов должны быть включены посту-
пления от следующих источников:
а) неналоговые доходы от имуществ и
предприятий местного значения, распо-
ложенных на территории сельского со-
вета, в том числе и от передаваемых
сельским советам как земельными об-
ществами на основании статьи 52 ос-
новных положений о землеустройстве
и землепользовании, так и другими ор-
ганизациями; б) местные налоги и сбо-
ры, взимаемые на территории сель-
ского совета; в) отчисления от единого
сельско-хозяйственного налога, взима-
емого на территории сельского совета
в размерах, определяемых законода-
тельством союзных республик, но не
менее 30 проц, всех поступлений сель-
ско-хозяйственного налога на террито-
рии сельского совета; г) отчисления от
государственных доходов, при чем раз-
меры и порядок отчислений от госу-
дарственных доходов определяются за-
конодательством союзных республик;
д) отчисления от всех реализуемых на
территории сельского совета государ-
ственных займов и в тех размерах, ко-
торые определяются для каждого дан-
ного займа при его выпуске; е) сред-
ства, образуемые коллективными хозяй-
ствами в виде фондов улучшения быто-
вых и культурно-просветительных уч-
реждений; ж) отчисления и целевые
доходные статьи, передаваемые в бюд-
жет сельского совета по постановле-
нию коллективных хозяйств; з) сред-
ства самообложения, при чем эти сред-
ства расходуются сельскими советами
на те нужды, которые определены по-
становлениями общих собраний граж-
дан.
22) В области налоговой сельские со-
веты учитывают источники обложения
и производят взыскание налогов и сбо-
ров, а также выполняют другие обя-
занности по налогам, возлагаемые на
них законодательством союзных рес-
публик.
23) На сельские советы возлагается
организация распространения государ-
ственных займов, а также проведение
широкой раз'яснительной работы об
их значении и содействие держателям
займов в проведении установленных
законами операций с займами.
V. Организация массовой
работы сельских советов
24) Важнейшей задачей сельских со-
ветов является вовлечение широких
трудящихся масс деревни в непосред-
ственное государственное управление
и организация батрацких, бедняцких и
середняцких слоев деревни для даль-
нейшего под'ем а и социалистического
переустройства сельского хозяйства.
25) В целях вовлечения в повседнев-
ную работу сельских советов широких
трудящихся масс, а также для привле-
чения к этой работе всех членов сель-
схих советов, при сельских советах ор-
ганизуются различные секции. Количе-
ство и название секций определяются
законодательством союзных республик
с тем, однако, чтобы организация сек-
ций охватывала все важнейшие облас-
ти работы сельских советов. Работа
сельско-хозяйственной секции, обра-
зуемой при всех сельских советах,
должна строиться по типу производ-
ственных совещаний. Основное внима-
ние секций должно уделяться органи-
зации и работе коллективных хозяйств,
организации в них производства, тру-
да и быта, развертыванию в них куль-
турно-просветительной работы и т. д.
В состав секций сельских советов
должны особенно широко вовлекаться
батраки и бедняки, как основное ядро
актива сельских советов.
26) При всех сельских советах орга-
низуются группы бедноты. Сельские
советы должны всемерно способство-
вать развертыванию работы групп бед-
ноты, ставить на их обсуждение все
важнейшие вопросы своей работы и
г. п. Группы бедноты должны являться
главной опорой сельских советов при
проведении ими всех мероприятии.
27) Сельские советы проводят широ-
кие мероприятия по повышению поли-
тического и культурного уровня трудя-
щихся масс деревни, обращая особое
внимание на работу среди женщин-ба-
трачек, беднячек и середнячек. Сель-
ские советы принимают все меры к
развертыванию среди женщин куль-
турно-просветительной и политической
работы, привлекая их к повседневной
работе советов, к активному участию
в колхозном строительстве и т. д. При
развертывании нового строительства,
особенно в коллективных и советских
хозяйствах, сельские советы должны
уделять особое внимание организации
всякого рода бытовых учреждений (об-
щественные столовые и прачечные, ясли,
детские сады и т. д.), могущие способ-
ствовать дальнейшему раскрепощению
грудящихся женщин, особенно батра-
чек и беднячек.
28) Члены сельских советов, как
представители трудящихся масс дере-
вни, должны принимать самое акти-
вное участие в повседневной работе
советов и всячески способствовать ре-
шению стоящих перед сельсоветами
задач, являясь передовыми работни-
ками в социалистическом переустрой-
стве сельского хозяйства. Члены сель-
ских советов держат тесную связь со
своими избирателями и периодически
отчитываются перед ними в своей ра-
боте как по своей инициативе, так и
по требованию избирателей. Кроме
того, по поручению сельского совета,
они отчитываются перед избирателями
в его деятельности, широко раз'ясняя
трудящимся все мероприятия советской
власти и организуя трудящихся на про-
ведение этих мероприятий в жизнь.
29) В случаях, когда обнаруживается
полная бездеятельность сельского со-
вета или извращение им классовой
пролетарской линии, выражающиеся в
слабом руководстве социалистическим
переустройством деревни и связанной
с этим ликвидацией кулачества, как
класса, а также слабой работе по ор-
ганизации батрачества и бедноты и
т. п., производятся досрочно перевыбо-
ры сельского совета. Порядок досроч-
ных перевыборов определяется законо-
дательством союзных республик.
30) Сельские советы отчитываются
перед своими избирателями не реже
трех раз в год. Помимо этого, сель-
ские советы регулярно созывают общие
собрания избирателей и намечают во-
просы для этих собраний. Постановле-
ния общих собраний проводятся
в жизнь сельским советом. На собра-
ния, созываемые сельским советом,
лица, лишенные избирательных прав,
не допускаются. Для обсуждения во-
просов, имеющих крупное обществен-
ное значение, сельские советы проводят
расширенные заседания пленумов со-
вета с привлечением на них батрац-
кого и середняцкого актива, особенно
из числа колхозников.
Председатель Центрального Испол-
нительного Комитета Союза ССР
М. Калинин.
Секретарь Центрального Исполни-
тельного Комитета Союза ССР
А. Енукидзе.
Москва, Кремль, 3 февраля 1930 года.
(По радио).