СБОРНИК ВОСПОМИНАНИЙ О КИРОВЕ АЗПАРТИЗДАТА, БАКУ
В героическую историю бакинских пролетариев имя Кирова – мужественного ленинца, соратника великого Сталина, навсегда вошло, как имя любимого вождя, отдавшего много сил творческой работе на фронте борьбы за нефть, за восстановление и реконструкцию азербайджанской нефтяной промышленности.
Бакинский период изумительной жизни Кирова – ярчайшая страница истории развития нашей социалистической нефтяной промышленности, показывающая во весь рост неустрашимого борца за коммунизм, подлинного народного трибуна С.М. Кирова.
Нефть по праву называют кровью индустрии. С нефтью у нас в СССР неразрывно связано решение исторической задачи – технического перевооружения нашей страны, дальнейшего технического прогресса всего социалистического хозяйства, укрепление обороноспособности нашей родины.
Незабываемый образ родного Сергея Мироновича встает вновь перед глазами, когда перелистываешь страницы сборника яростных, бесхитростных воспоминаний бакинских рабочих – бурильщиков, машинистов эксплоатации, инженеров, хозяйственников, партработников. Тепло и трогательно рассказывают нефтяники о своем товарище, друге и руководителе – Кирове.
Борьбу за советскую нефть Сергей Миронович начал задолго до того, когда пиртией он был послан в Баку секретарем Центрального Комитета Азербайджанской коммунистической партии большевиков.
Суровые 1919–1920 годы Киров борется не только за охваченную вражеским кольцом Астрахань, но и за бакинскую нефть.
«Астрахань – это ворота в Баку и Закавказье» – говорил Сергей Миронович. «Если мы оставим Астрахань, то лишимся возможности получать от бакинских пролетариев бензин и горючее». («Бакинский рабочий» № 274 от 4 декаюря 1934 г.)
Английские и белогвардейские военные суда бороздили Каспийское море, выжидая удобный момент для интервенции. На Астрахань со стороны Кизляра наступал генерал Драценко. С. Гурьева генерал Сережников вел белоказачьи отряды, пополненные астраханскими кулаками. Самолеты и автомобили Красной Армии бездействовали, потому что не было горючего. Баку был отрезан от страны. Киров организует исключительно смелые морские экспедиции на парусных лодках из осажденной Астрахани в Баку.
«Ворота в Баку» не были отданы. 80 миллионов пудов нефти, отправленной в 1918 году бакинскими пролетариями в Советскую Россию, сыграли исключительную роль в борьбе и победах Красной Армии.
28 апреля 1920 года победоносная Красная Армия во главе с Орджоникидзе, Кировым и Микояном вступила в Баку. А через 7 дней, 5 мая, Киров с трибуны первой легальной конференции бакинской парторганизации во весь рост ставит вопрос о борьбе за нефть.
«Если теперь по всем артериям побежит живительная влага, то в ближайшие месяцы движение будет совершаться гораздо энергичнее, гораздо быстрее. В этом – главный залог восстановления хозяйственной жизни России» (1-я общебакинская конференция АКП(б).
Начинается новый этап в социалистическом строительстве страны. 1921-1925 годы товарищ Киров прошел с армией бакинских нефтяников, во главе их авангарда – бакинской большевистской организации. Советская страна начала залечивать раны, нанесенные войной. Колоссально возросла потребность в нефтепродуктах. Единственным источником, питавшим всю страну нефтью, была азербайджанская нефтяная промышленность.
Хищнически организованная Нобелями, Манташевыми, Ротшильдами, она была вконец разрушена «хозяйствовавшими» до советизации Азербайджана муссаватистами.
Вся техника нефтедобычи состояла из ударного бурильного станка, нефтемотора и желонки. Нефть добывалась допотопным тартанием. Промысла представляли собою кладбище. Тысячи скважин бездействовали, началось обводнение нефтяных пластов.
Самую острую тревогу вызывало положение с бурением – этим ответственным участком нефтяного хозяйства. Владимир Ильич Ленин лично занимается вопросами восстановления нефтяной промышленности. В феврале 1921 года он читает докладную записку члена коллегии Главнефти И.М. Губкина «О положении дела в нефтеносных районах республики», где говорилось:
«Если не будет поднята буровая деятельность в нефтедобывающих районах, добыча в самое ближайшее время падет до небывалых размеров и, после того, как будут исчерпаны накопленные запасы нефти, что случится В БЛИЖАЙШИЕ ДВА ГОДА, республика очутится без жидкого топлива, даже при условии полного владения нефтедобывающими районами. Такими последствиями грозит остановка буровой деятельности» (Ленинский сборник, т. XX, стр. 129. Подчеркнуто Лениным).
Подчеркивания Ленина показывают, какое серьезное внимание уделял Ильич вопросам бурения.
В июне 1921 г. в своем письме Губкину Ленин писал:
«От недостатка бурения мы гибнем и губим Баку» (Ленинский сборник, т. XX, стр. 129).
Партия берет твердый курс на полную замену ударного способа бурения вращательным, как более производительным и дешевым. Товарищ Сталин намечает основные линии в проведении грандиозного плана технической реконструкции нефтяной промышленности.
«Товарищ Сталин, – пишет А.П. Серебровский, – держал связь с тов. Кировым и тов. Серго. Много вопросов было решено именно благодаря тому, что тов. Киров смесился непосредственно с товарищем Сталиным.
Товарищ Сталин указывал на необходимость решительного технического перевооружения нефтяной промышленности:
«Не годится тартать нефть желонками, это показывает на чрезвычайно низкий технический уровень работы. Нужно перейти к американским способам работы глубокими насосами, нужно ввести американское вращательное бурение». («За индустриализациию», № 20 от 24 января 1935 г.).
Киров объявляет войну дедовским методам проходки. Он мобилизует бакинских рабочих и партийную организацию на реконструкцию нефтяной промышленности. Сергей Миронович лично организует переобучение мастеров новому вращательному способу бурения, громить технический консерватизм инженеров, день и ночь находится на промыслах, агитируя и убеждая колеблющихся, подымая широкие массы азербайджанских большевиков и рабочих на борьбу за передовую социалистическую нефтепромышленность.
В октябре 1922 года падение добычи было приостановлено, и наметился перелом во всех отраслях нефтяного хозяйства.
Блестящую и сжатую характеристику роли Кирова в технической реконструкции нефтепромышленности дал тов. Лаврентий Берия, руководитель большевиков Закавказья.
«Только изумительному упорству, большевистской настойчивости Кирова, его организаторскому таланту мы обязаны тем, что первый этап реконструкции нефтяной промышленности Азербайджана был блестяще завершен» («Бакинский рабочий», 4 декабря 1935 г.).
Сам Сергей Миронович неоднократно говаривал:
«Нефть, которую прочно держат в своих руках бакинские рабочие, ко многому обязывает». И это великое чувство ответственности бакинских большевиков и пролетариев перед партией и всей страной за их работу С.М. Киров повышал изо дня в день.
Какой гордостью за крепнущее социалистической хозяйство звучат слова Сергея Мироновича, сказанные им на объединенном пленуме ЦК БК и ЦКК АКП(б) в 1930 году.
«Каждое наше бревно, каждый пуд нашей нефти, вообще говоря, пахнут не только лесом, не только нефтью – они пахнут еще большевизмом, прочностью и крепостью пролетарской диктатуры» («Бакинский рабочий», № 285, 5 декабря 1930 года).
Последний год работы Кирова в Баку (1925) азербайджанская нефтяная промышленность дала 4,600 тыс. тонн нефти. Это была огромная победа, завоеванная под руководством Сергея Мироновича.
Сейчас Советский Союз обладает величайшими запасами нефти. По данным научно-исследовательских организаций, наши запасы составляют 3,2 миллиарда тонн или 34,5 проц. Мировых запасов нефти. По нефтяным запасам СССР занимает первое, а по добыче –второе место в мире. За последние восемь лет нефтедобыча по Союзу возросла в два с половиной раза и больше чем в три раза превышает довоенный уровень.
Наша нефтяная промышленность расположена главным образом на территории наших национальных республик и различных районах нашей родины (Башкирия, Средняя Азия, Сахалин, Эмба, Ухта, Дагестан и т.д.).
Статья тов. Байчурина, опубликованная недавно в «Красной Татарии», показывает, что и Татарская республика обладает запасами нефти, которые ждут тщательного изучения, исследования и эксплоатации.
Директива партии о развертывании работы в новых районах успешно выполняется. В 1936 г. около 10 проц. Всей добычи нефти получается в районах вне Кавказа.
Решающим условием, обеспечивающим развитие нефтедобычи, является бурение. Масштабы и уровень техники бурения определяют добычу нефти. И здесь наша нефтяная промышленность произвела полную техническую революцию, начатую Сергеем Мироновичем. Если в 1913 году было пробурено 276 тыс. метров, – в 1933 году мы пробурили 836 тыс., а по плану на 1936 год намечено пробурить 2.150 тыс. метров.
Мы организовали разведочное бурение, подготавливающее ввод в эксплоатацию новых площадей и районов. Такого бурения не существовало до революции. Начатое Кировым техническое перевооружение бурового хозяйства полностью закончено. По техническим способам бурения мы стоим на одном уровне с Америкой. Все бурение у нас электрифицировано.
Важнейший показатель бурения – скорость – у нас неуклонно возрастает. С 35 метром на станкомесяц в 1913 году скорость увеличилась до 454 метров к апрелю 1936 года. Стахановское движение получило широкий размах в бурении. Мастера-стахановцы бурения Парфенов, Тулаш, Никитин достигли скорости бурения на станкомесяц в 900-1.000 метром. Буровой мастер Майнефти Поздняков достиг скорости 4.694 метра. Есть основания заявить, что в ближайшие 2-3 года по этому показателю мы сумеем догнать Америку, где средняя скорость бурения на станкомесяц доходит до 900 тыс. метров.
За годы последней пятилетки СССР создал первоклассную нефтеперерабатывающую промышленность, которой до революции не существовало, как специальной отрасли промышленности. В 1913 году было переработано нефти 5.700 тыс. тонн, из них на бензин – 1,7 проц. Этого количества, а в 1936 г. мы производим свыше 10 млн. светлых горючих (бензин, лигронн, керосин), в том числе 4,5 млн. тонн бензина.
Знаменательный путь в своем техническом развитии прошла наш нефтяная промышленность. На этом пути вечно будет стоять незабываемый образ одного из ее первых замечательных организаторов и руководителей – Сергея Мироновича Кирова, отдавшего несколько лет своей прекрасной жизни большевика-ленинца упорной борьбе за черную кровь для социалистической индустрии.
С. Беликов.