Рекрутчина. Синонимом великого несчастья было это слово. С ним невольно связываются представления о пьяной, исступленной гульбе обреченных людей, безысходном родительском горе.
Рекрута оплакивали как покойника. Старая солдатская песня говорила:
«Всю глубину материнской печали
Трудно пером описать…»
Народ со слезами провожал своих сыновей в ненавистную царскую армию.
Все это время поистине «трудно пером описать» уже не печаль, а радость, с какой советская молодежь идет в свою любимую Рабоче-Крестьянскую Красную Армию. Наш призывник чувствует себя именинником. Красноармейцем он с честью и гордостью несет воинскую службу, которую новая Сталинская Конституция провозгласила почетной обязанностью граждан СССР.
Большой неподдельной радостью был отмечен день в семье колхозника артели им. Ворошилова, Кайбицкого района, тов. Кузнецова, когда один из членов семьи – Иван получил военный билет. Правда, праздничное настроение немного омрачилось результатами медицинского осмотра – у Ивана была обнаружена болезнь горла. Но это, по разъяснению врача, не могло служить помехой к осуществлению заветной мечты молодого колхозника – с оружием в руках защищать границы своей родины. Врач посоветовал призывнику начать лечение и дал направление в клинику Казанского мединститута.
Начальник военного стола Кайбицкого рика предложил председателю колхоза т. Евдокимову немедленно отпустить призывника в Казань на лечение. Кузнецов и его семейные воспрянули духом. Но тут случилось нечто совершенно невообразимое.
Председатель решительно запротестовал. Свое мнение он выразил кратко:
- Никуда не пущу…
Тов. Кузнецов много раз обращался в рик, оттуда слали бесконечные отношения с требованием «немедленно отпустить призывника». Но все это на Евдокимова не действовало.
В чем же провинился призывник?
… Убил человека? Нет! Расхищал общественное достояние? Нет!
Тов. Кузнецов когда – то окончил животноводческие курсы.
- Внеси 700 руб., - неистовствует председатель, - которые мы уплатили за твою учебу, тогда разрешу лечение.
Впрочем, председатель непрочь и уступить. Если у Кузнецова нет этой суммы, куда ни шло, он. Евдокимов, может удовлетвориться и коровой Кузнецова.
Но призывник несговорчив. Он упорно держится мнения, что это – произвол, и обещал найти управу на председателя. И найдет. Для нас ясно, что тов. Кузнецов скоро начнет лечение и придет на призывной пункт крепким, здоровым призывником.
Ни коровой, ни деньгами за это платить не понадобится. А вот председателю придется поплатиться за свое самодурство. Обязательно.
Иначе и быть не может…
С. Аджамян.