ПИСЬМА О ШКОЛЕ

Повысить знания школьников в области топографии

В связи с введением политехнического обучения важное значение приобретает изучение в школе элементов топографии. Топография находит широкое применение в самых различных отраслях народного хозяйства нашей страны: при постройке дорог, в гидротехнике, в сельском хозяйстве, в производственном и жилищном строительстве и т. д. А сколько топографов внесло и вносит свою долю труда в сооружение великих строек коммунизма! Поэтому привитие учащимся основных практических навыков в области топографии является совершенно необходимым.

Окончившие среднюю школу должны быть знакомы с основными методами топографической съемки, уметь самостоятельно произвести глазомерную и простейшие полуинструментальные съемки, определять высоты точек местности. Учащимся школ необходимо привить навыки в чтении топографических карт, научить их производить по этим картам простейшие измерительные работы, вычерчивать профили, графики, диаграммы, пользоваться различными топографическими таблицами. Наконец, необходимо научить их ориентироваться на местности, пользоваться картой в пути.

Привитие таких навыков предусматривается программой средней школы по географии и математике. Однако ограничиваться только отведенными программой часами нельзя. Необходимо закреплять полученные на уроках знания при каждом подходящем случае в ходе изучения географии и геометрии. Это следует делать также и на внеклассных занятиях, на экскурсиях, в туристских походах.

Кафедра географии Казанского педагогического института включает в план научно-исследовательской работы на 1953 год вопросы методики привития топографических навыков будущим учителям. Кроме того, будет прочитан ряд лекции по топографии и картоведении для учителей географии.

И. В. ФАФУРИНА.

Старший преподаватель кафедры географии.

О недостатках преподавания русского языка в татарских школах

Партия и правительство уделяют огромное внимание вопросам преподавания русского языка в школах, особенно национальных. Однако во многих татарских школах нашей республики преподавание, а следовательно, и знания учащихся страдают очень большими недостатками.

Например, в Урсаевской семилетной и Чалпинской средней школах Тумутукского района учащиеся даже старших классов не могут правильно и выразительно читать, допускают ошибки в ударении, не соблюдают норм русской орфоэпии, не умеют составлять предложения из-за отсутствия достаточного запаса слов, плохо применяют грамматические правила на практике. Письменные работы большинства учащихся страдают как орфографическими, так и пунктуационными ошибками. Есть семиклассники. которые допускают в изложении до 25 ошибок на одну страницу ученической тетради.

Главная причина такого крайне неудовлетворительного положения заключается в том, что учащиеся почти не занимаются внеклассным чтением, на уроках русского языка говорят по-татарски. Кроме того, сами учителя мало работают над повышением своих знаний. Например, т. Хакимова (Чалпинская средняя школа), имеющая семнадцатилетний стаж преподавания русского языка. до сих пор не изучила труды товарища Сталина по вопросам языкознания, ограничившись тем, что прочитала их один раз. Не интересуется она новинками методической и художественной литературы. А учителя Урсаевской семилетней школы не читают даже журнала "Русский Язык в школе". В районе немало таких учителей начальных классов, которые сами едва владеют русским языком.

Большой помехой в работе педагогов является отсутствие самых необходимых методических пособий и руководств по преподаванию русского языка в татарских школах. Нет, например, учебника по грамматике русского языка для восьмых—десятых классов татарской школы. Слишком мало выпускается словарей. Методы словарной работы в татарских школах до сих пор не разработаны. Часто бывает м так, что учебники не соответствуют программам. Например, по программе учащиеся шестого класса должны научать суффиксы первой группы имен прилагательных, определение, дополнение и обстоятельство, а в учебнике их нет. С опозданием и небольшим тиражом выпускаются программы по русскому языку.

Все эти недостатки характерны не только для школ Тумутукского района. Они говорят о том, что в нашей республике уделяется недостаточное внимание преподаванию русского языка в татарских школах. И не удивительно, что выпускники некоторых школ не могут поступить в вузы или техникумы из-за незнания русского языка.

Учитывая, что основы знаний формируются в начальных классах, надо, чтобы учителя в этих классах в совершенстве владели русским языком. Для расширения словарного запаса и выработки навыка практического овладения русским языком необходимо поставить требование, чтобы на уроках русского языка учащиеся и преподаватели говорили только на русском языке. Особого внимания требуют внеклассное чтение, работа о кружках русского языка и литературы.

X. КУРБАТОВ. Аспирант Казанского филиала Академии наук СССР.

М. ЗАКИЕВ. Аспирант Казанского государственного университета.

Больше внимания домашним заданиям учащимся

Значительная часть учащихся наших школ не умеет правильно работать над выполнением домашних заданий. Нередко школьники заучивают наизусть приводимые в тексте учебника примеры, не умеют отделить главное от второстепенного, решая задачи, не усваивают предварительно теоретического материала. Поэтому основной и постоянной заботой педагога должно быть привитие учащимся навыков самостоятельной работы. Учитель обязан научить школьника, как надо читать учебник, разъяснить, на что следует обратить особое внимание, что необходимо запомнить, а что достаточно лишь прочитать.

Учащийся на уроке должен полностью усвоить, что он будет готовить дома. Предварительное разъяснение домашних заданий предупреждает от бессмысленного заучивания текста, экономит силы и время, вырабатывает правильные навыки самостоятельной работы. Между тем во многих школах имеют место случаи, когда учителя наспех, после звонка называют параграфы, номера упражнений и заданий, которые учащиеся должны выполнить дома. В свою очередь и школьники так же наспех записывают задание на клочках бумаги, на обложке тетради.

Недооценка роли и значения домашних работ приводит к серьезным нарушениям основных требований методики.

Домашние задания только тогда достигают своей цели, когда они своевременно и тщательно проверяются учителями. К сожалению, в школьной практике нередки случаи, когда проверка домашних заданий проводится нерегулярно. Например, в школе № 36 Ленинского района преподаватель математики 7 "в" класса т. Баранов, учительница русского языка т. Скворцова и другие очень редко проверяют тетради учащихся. Неудивительно, что многие учащиеся имеют по этим дисциплинам неудовлетворительные оценки. Директор школы т. Казнов и заведующая учебной частью т. Сорокина плохо осуществляют контроль за качеством обучении, мирятся с низкой успеваемостью учащихся.

Р. ИЛЬГИЗ.

Вы уже оставили реакцию
Новости Еще новости