Фельетон 11.12.2014

РОТОЗЕИ

За время своего пребывания в совхозе «Бугульминец» Алексей Васильевич Задорин изъяснялся преимущественно междометиями. Собеседникам оставалось только догадываться, что, собственно, означают все эти «гм», "м-да", «эгс», «ага». То ли согласен, то ли против, то ли приветствует, то ли отвергает... Сам он ничего не предлагал и ничего не советовал. А если по ходу дела требовался прямой ответ. Алексей Васильевич адресовал напористого подчиненного к директору — тов. Петропавловскому.

А тов. Петропавловский в толк не возьмет, что за старшего агронома прислали ему. Никакой линии в работе, никакой инициативы! Только и слышишь

"м-да" да "гм".

Своими сомнениями директор совхоза решил поделиться но телефону с управляющим Татсовхозтрестом т.Богоявленским. Управляющий авторитетно возразил:

— Не спешите, дорогой, с выводами. Учтите: высшее образование. Восьмилетний стаж. Отличные рекомендации. Дайте человеку акклиматизироваться.

Справедливость требует сказать, что робость и косноязычие покидали старшего агронома Задорина тотчас же, как только разговор переходил из сферы гранул, компостов и севооборотов в область личного быта. В этом случае речь Алексея Васильевича обретала уверенность, плавность и определенность. Так, например, он весьма явственно произносил:

— В кто это выдумал подъемные через шесть месяцев выплачивать Тысячу километров проехал, поиздержался — и вот извольте: жди!

А ждать Алексею Васильевичу ой как не хотелось! Уж больно дотошные люди в совхозе. Им всю агрономию на блюде подай. Того в глядя попадешь впросак. Нет, уж лучше податься туда, где начальство подоверчевее, цену диплома знает.

Осенью 1951 года Алексей Васильевич Задорин направил свои стопы в бугульминские районные организации. Там он поведал о своем искреннем стремлении потрудиться на ниве колхозной «Вот я весь перед вами — скромный ученик и почитатель Ивана Владимировича Мичурина. Горжусь тем, что окончил институт его имени».

Задорину поочередно жали руки работники Бугульминского райкома партии, председатель райисполкома т. Давлетшин, старший агроном райсельхозотдела т. Маркелов о многие другие.

А спустя несколько дней состоялось общее собрание в колхозе им Жданова. Предрика держал речь. Яркими красками живописал он непревзойденные достоинства Алексея Васильевича: «Это именно тот специалист, которого мы так долго искали. Под его руководством пышным цветом расцветут сады, а на бахчах будут зреть арбузы и дыни, каких здесь отроду не видывали».

Стал Задорин председателем колхоза — и словно подменили человека. И смелость агрономических суждений появилась, и решительность в действиях! А все потому, что теперь Алексей Васильевич не боялся подвоха. Теперь, говорил он. я сам себе голова, сам себе агроном...

При шел как-то председатель на участок и наблюдает за ходом сева. Что это, спрашивает, так много пшеницы изводите?

— То есть, как, — отвечают ему, — норма такая...

— Для нас, новаторов, норм не существует. Будем экономить. Половину семян отвезите обратно.

Колхозники в спор. А Задорин и слушать не хочет:

— Сказано — делайте. Не зря я науки проходил.

Трогательную заботу об экономии Задорив распространил и на свеклу.

— Пятнадцать килограммов на гектар расходуете? И четырех хватит!

Одиннадцатое поле севооборота Алексей Васильевич распорядился засеять овсом. Трактористы запротестовали: «Ведь здесь пар должев быть». Последовал ответ: «Яйца курицу не учат».

По всей округе уже посадили картофель. А на полях сельхозартели им Жданова еще ни одного клубня в борозде Почему? Оказывается, Алексей Васильевич приказал перенести посадки на неопределенное время.

— Что? Противоречит агротехнике? Мы — новаторы. Мы свою агротехнику создаем.

Хоть и считал Алексей Васильевич, что он сам себе голова и сам себе агроном, получилось по-иному. В районную организацию стали поступать сигналы об удивительной агрономической практике "специалиста высшей квалификации". Колхозники сообщали и о том, что Задорин обманул райсельхозотдел, подсунув заниженный план сева. И еще жаловались колхозники на загребущие руки председателя: мало того, что человек 1.600 рублей в месяц получает. — он и буренушку свою на бесплатные харчи в пожарное депо устроил, и сено брал в колхозе безвозмездно, и лес, предназначенный для парниковых рам. отвез в неизвестном направлении.

Но только спустя год после того, как «ученый агроном» вступил на пост председателя артели, районные организации заинтересовались: что же это за Фигура такая? Они потребовали от Задорина объяснений. А тот прямехонько на вокзал — и в поезд дальнего следования.

Отъезд Алексея Васильевича не состоялся. Его препроводили в прокуратуру Тут выясниось, что он не только Задорин, но и Бочкарев и не только Бочкарев, но и Зорин. Далее было установлено, что Задорин-Бочкарев-Зорин никогда не переступал храма науки и никакой не специалист. Это не помешало ему, однако, иметь два диплома Приобрел он их в одной из тамбовских пивных. По дешевке. За 300 в 500 рублей.

Спасаясь из Бугульмы, мошенник рассчитывал, что еще не один ротозей встретится ему на пути. Недаром он запасся двумя трудовыми книжками. В одной из них значилось: «Уволен из совхоза «Бугульминец» в связи с ликвидацией последнего»... А в другой книжке — ни слова. Только печать колхоза им. Жданова.

Теперь и управляющий Татсовхозтрестом т. Богоявленский и председатель Бугульминского райисполкома т. Давлетшин, и работники райкома партии горько сетуют: «Ну и одурачил нас проходимец». И при этом ищут себе оправдание: «Документы - то какие были!» А ведь люди не проявили элементарной бдительности, не потрудились даже просто сличить анкетные данные. Хоть бы подумали они, как это Задорин в один и тот же день сумел быть в Иркутске и в Мичуринске, как мог он слушать лекции одновременно в двух институтах, находящихся на расстоянии многих тысяч километров друг от друга.

Направляя ва работу человека, которого первый раз видишь, рекомендуя его, мало опираться на документы — пусть на первый взгляд самые распрекрасные. И мало одной беседы — даже самой обстоятельной. Еще раз проверь, все ли сказанное и записанное соответствует действительности!

Ведь именно потому и везет до поры до времени всякого рода Задориным, что им удается ослеплять некоторых руководящих товарищей филькиными грамотами.

Р. ЛЕВИН,

М. ОЗЕРОВ.

Вы уже оставили реакцию
Новости Еще новости