Учитель биологии

Прекрасны яблони, осыпанные вешним цветом. Прекрасны они и к осени, когда ветви их клонятся к земле под груюм румяных или золотистых плодов. И особенно радостно любоваться кудрявыми раскидистыми деревцами потому, что

нежный аромат плодов, их отменный вкус, величина и окраска — не случайная милость природы, а создание человека — его мысли и воли, его умелых рук.

В хмурое зимнее утро с любовью осматривает свои яблони Муллаян Салихович Сулейманов. Шестнадцатилетним пареньком в 1926 году он посадил на отцовском приусадебном участке семечко яблони. На следующий год — еще два. Многое изменилось с тех пор в жизни Сулейманова. Он окончил техникум, потом — вуз, работал в научно-исследовательском институте. Сражался на фронтах Отечественной войны. После тяжелой контузии в боях под Старой Руссой был демобилизован, вернулся в родной Агрыз.

С горечью узнал Сулейманов, что в Агрызском районе, да и почти во всей республике сады были погублены жестокими морозами первой военной зимы. А две яблоньки Сулейманова, выросшие из семян, стойко перенесли лютую стужу, цвели, давали плоды.

Разъезжая по Агрызскому району, как инспектор роно. Муллаян Салихович не уставал наводить справки, нет ли где яблонь, уцелевших от морозов и он нашел то, что искал. Любопытно, что уцелевшие от морозов яблони были выращены из семян, как и его деревца, посаженные им в пору юности. Следовательно, найденные яблони могли дать основу для воспитания морозостойких улучшенных пород.

Читая и перечитывая труды Мичурина, школьный инспектор все больше и больше убеждался в том, какой огромный простор для творческой селекционной работы открывают мичуринские идеи перед каждым последователем великого садовода, где бы он ни трудился — в прекрасно оборудованном институте или на маленьком приусадебном участке. Коротка человеческая жизнь - не все задуманное успел осуществить Мичурин, но мичуринцы продолжают его дело, продвигают дальше на север фруктовые деревья, воспитывают в них новые качества применительно к суровому климату.

Почему бы не вырастить виноград в Агрызе? Надо лишь найти для него особую агротехнику. И с 1948 года Сулейманов начал работу над акклиматизацией винограда. Суровое спартанское воспитание получили семена винограда: в период стратификации селекционер заливал их снеговой водой. Холод должен был стать главным воспитателем южной культуры. Главным, но не единственным Важно было выбрать наиболее благоприятные сроки посева, место, молодому растению нужно много солнца.

Наступила осень — время отбора. Человек гуманный и мягкий. Сулейманов действовал здесь жестоко и беспощадно. Он оставлял жить только самые крепкие я стойкие растения.

Зимой виноград был защищен досками, а сверху прикрыт снегом. К весне пять из девятнадцати растений погибли Весной воспитание холодом продолжалось: в рядки с виноградом подсыпался снег. Следующую зиму виноград зимовал уже без укрытия. Погибло еще 7 растений. Так были получены 12 морозостойких экземпляров. Тринадцатый — второго погона — был отобран из 500 растений Только один из 500 удовлетворил требованиям Сулейманова!

Весной 1951 года один из элитных саженцев зацвел, и в сентябре была снята кисть первого в Агрызе винограда. Пусть на ней было всего десять зрелых ягод — возможность акклиматизации южных теплолюбивых культур была доказана. Теперь, когда выращен местный виноград, предстоит произвести гибридизацию, опылить цветы пыльцой южных сортов.

Одновременно с виноградом Сулейманов занимался выведением нового сорта помидоров. Принципы воспитания холодом он применял и здесь, выводил скопоспелые высокоурожайные сорта, стойкие к гнилостным заболеваниям, которым легко подвергаются помидоры, растущие в низине реки Иж.

С 1949 года Сулейманов преподает биологию в Агрызской средней школе № 10. Муллаян Салихович глубоко убежден в том, что каждый преподаватель биологии должен лично участвовать в преобразовании природы. В этот благородный труд учитель вовлекает и своих учеников.

Немало у него друзей — опытников-мичуринцев. Вот и сегодня к нему зашли двое: Федор Ефимович Подойницын и Борис Федорович Колбин. Всех их связывает давнишняя приязнь я общая любовь к природе, к селекционным проблемам.

— Ну, что нового пишут в журнале «Сад и огород» — степенно начинает разговор Федор Ефимович — А я, признаться, Муллаян Салихович, черенков от ваших яблонь хотел попросить.

Федора Ефимовича беспокоит вопрос об орошении участка.

— Что посоветуете. Муллаян Салихович — и с легкой завистью добавляет: — Вот бы мне такое орошение, как у вас на пришкольном участке.

Действительно, система орошения на пришкольном участке и проста, и остроумна. Вода, вытекая из крана, попадает в маленький арык, питающий три бассейна общей емкостью в семь кубометров. В арык сливается также дождевая вода из сточных труб школьного здания. Покатый рельеф участка позволяет направлять воду. Куда требуется.

— Может, ветродвигатель построить. — вслух размышляет Подойницын. — Я модель сделал, хорошо действует.

— Вот ветродвигатель и постройте, — советует Сулейманов.

— Хотелось бы мне восстановить свою вишню. Плохо она плодоносит. В чем дело, не пойму.

— Попробуйте удобрять штукатурным мусором. У вас кислая почва, а вишня любит щелочную, известковую.

Колбин с увлечением рассказывает о своих опытах по акклиматизации южных фруктов У него коллекция лимонов, летом он выращивал на огороде новые для Агрыза культуры — арбузы и дыни.

— На днях черенки хурмы получил из Грузии, из питомника. — сообщает Колбин. — Еcть у меня вопрос к вам. Муллаян Салихович — Посадил я фейхоа.

А она лист не сбрасывает. Решил в подполье поставить. Может быть, это вечнозеленое растение? Как думаете?

И пошла нескончаемая беседа мичуринцев-опытников, понимающих друг друга с полуслова. Вспомнили и других любителей: преподавателя математики из вечерней школы Ардашева с его редкими экземплярами роз, чертежника железнодорожного училища Усманова — обладателя богатой коллекции сливо-вишневых гибридов и яблоневого питомника, завхоза вагонного депо Галеева — человека с золотыми руками, изобретателя садово-огородных орудий я инструментов оригинальной конструкции.

И для всех агрызских опытников Сулейманов — признанный авторитет, отзывчивый товарищ, всегда готовый поделиться как своими знаниями, так и саженцами со своего опытного хозяйства, дать разумный совет.

С горячей симпатией относятся к Сулейманову его ученики.

Увлекательная творческая работа развернулась на пришкольном участке. Школьники учатся управлять жизнью растений, проводить различные опыты — по сортоиспытанию, по изучению новых для района культур, по выведению местных сортов яблонь.

Если несколько лет назад поисками семян занимался один Муллаян Салихович, то теперь у вето десятки помощников — юных натуралистов «Старейшие» юннаты Женя Ильин и Валерий Балтин разыскали местный сорт яблони в селе Никольском. Так на пришкольном участке появилась новая яблоня — «Никольская № 4».

Сбором всевозможных семян, в том числе и дикорастущих местных сортов черной смородины занимаются все ученики Сулейманова. В это дело вовлечены и родители. Мать одной из девочек, побывавшая в Мичуринске, доставила оттуда зерна крупных красных яблок, другая с Черноморского побережья Кавказа привезла семена люфии - и у Сулейманова появилась спичечная коробка с надписью: «Зерна банной мочалки».

Четвертый год существует учебно-опытный участок при школе 10 Эта «зеленая лаборатория» уже получила всеобщее признание. С докладом о работе участка Сулейманов выступил на педагогических чтениях в Казани и при Академии педагогических наук РСФСР. Теперь трудно поверить, что раньше здесь был пустырь заваленный строительным мусором, заросший сорняками. В строгом порядке, по прямым и диагональным ливням растут 474 плодовых дерева Часть их привезена из соседних плодопитомников — Сарапульского и Можгинского выписана из опытных станций Челябинской и Алтайской, Центральной генетической лаборатории им О В Мичурина. Часть передана Сулеймановым из его личного хозяйства, которое для пришкольного участка является своего рода питомником Из 32 сортов яблонь — 12 местных сортов, выращенных учащимися: «кучтанач», «чишма», "бабай", "сабирджан". «латыйф» и другие. Из сулеймансвского хозяйства перенесены на пришкольный участок сеянцы винограда, крандаля, черной смородины. Создан маленький плодово-ягодный питомник. Есть н уголок леса, в нем рассажены образцы всех лесных пород Агрызского района. На полевых в огородных участках выращиваются новые для Агрыза культуры: арбузы, дыни, кукуруза, ветвистая пшеница, эфиро-масличные — иссоп, крамбе. кориандр.

Работа на пришкольном участке дает большой воспитательный эффект, она возбуждает у ребят любовь к природе, наблюдательность, трудолюбие. Многие юннаты занимаются садоводством у себя дома. Разведением плодовых культур увлеклись и другие школы Агрыза. Саженцы яблонь они получили от школы № 10.

... Дремлют запушенные снегом молодые яблоньки. Долго еще ждать им весны. Далеко еще пора их цветения. Но она придет. Зацветут сады и в Агрызском районе, где когда-то проходила северная граница яблонь.

Н. КОЗЛОВА.

Вы уже оставили реакцию
Новости Еще новости