Январские совещания учителей.

Без критики и самокритики

Первое полугодие школы Мензелинского района завершили с явно неудовлетворительными результатами: 17,4 процента всех учащихся оказались неуспевающими, причем большинство отстает по русскому языку и математике. В отдельных школах неуспеваемость достигает еще больших размеров (Ст. Мазинская семилетняя, начальная школа № 3 и другие).

В районе неблагополучно с выполнением закона о всеобуче. Даже после серьезной критики на сессии Верховного Совета ТАССР, после обсуждения этого вопроса в райкоме КПСС и райисполкоме 129 детей школьного возраста остаются вне школы.

Следовало ожидать, что январское учительское совещание в Мензелинском районе пройдет под знаком острой самокритики и критики недостатков, наметит конкретные мероприятия по их устранению. Однако доклад заведующего районным отделом народного образования т. Саубанова «О задачах школ в связи с решениями XIX съезда партии» так и не дал глубокого анализа причин, порождающих серьезные недостатки в работе школ. Например, назвав школы, давшие особенно низкую успеваемость, т. Саубанов заявил, что причиной этого является неудовлетворительная постановка учебно-педагогического процесса. Заведующий роно забыл о том, что каждая школа имеет свои особенности, которыми и объясняются те или иные недостатки. Вот их-то и надо было раскрыть, подвергнуть критике. К сожалению, докладчик этого не сделал.

Говоря о подготовке к политехническому обучению, т. Саубанов заявил:

— Нельзя серьезно говорить об осуществлении политехнического обучения, даже о его элементах, если в школе плохо оборудованы учебные кабинеты по физике, химии, естествознанию.

Ошибочность такого утверждения совершенно очевидна. Ведь для того, чтобы учащиеся получили общее представление о современной гигантской технике, о достижениях передовой советской науки, о сельскохозяйственном производстве нужны не только кабинеты и лаборатории, но и умелая иллюстрация каждого урока примерами из практики промышленных предприятий, колхозов, совхозов, МТС. Организация экскурсий, работа на пришкольных участках, демонстрация научно-технических фильмов, использование наглядных пособий в классах— вот далеко не полный перечень возможностей для введения политехнического обучения.

Только вскользь коснулся ДОКЛАДЧИК вопросов идеологического воспитания учащихся и учителей, комсомольской к пионерской работы, идейного уровня преподавания, хотя именно улучшение идеологической работы является одним из основных требований XIX съезда партии.

Крупным недостатком доклада, определившим по существу весь ход совещания, явилось полное отсутствие самокритики. Тов. Саубанов ничего не сказал о серьезных недостатках в работе районного отдела народного образования, районного методического кабинета, о неудовлетворительном руководстве кустовым методическим объединением, о недостаточном инспектировании сельских школ.

В обсуждении доклада приняли участие 27 человек. Заведующий учебной частью средней школы им Молотова т. Поганкин поделился опытом осуществления в школе политехнического обучения.

— Большинство преподавателей нашей школы, —говорит он,— старается каждый урок сопровождать рассказом о Куйбышевской ГЭС и других великих стройках коммунизма, о новейших достижениях в области электричества, радио, механики. Преподаватель физики т. Корешков знакомит учащихся с двигателем внутреннего сгорания. Биолог т. Коробов организует опыты по выведению новых сортов сельскохозяйственных культур, по скрещиванию растений и вегетативной гибридизации. В этом учебном году мы совершили экскурсии на Ново-Мелькенскую ГЭС, на юннатскую станцию и районную сельскохозяйственную выставку. Далее т. Поганкин подчеркнул, что политехническое обучение может вести на высоком уровне лишь тот преподаватель, который сам осведомлен в вопроса науки и техники. Следовательно, речь идет о необходимости постоянной работы учителей над расширением своего кругозора, повышением своей квалификации.

Преподаватель физики и математики Кузкеевской средней школы т. Курбнгалин рассказал о первых результатах введения политехнического обучения в своей школе. Преподаватели русского языка тт. Евсеева и Прокопьева высказали мнение о причинах низкой успеваемости по русскому языку и о недостатках в преподавании этого предмета.

— Отсутствие анализа ошибок и индивидуальной работы с каждым учащимся, — говорит т. Евсеева, — вот основные причины неуспеваемости по русскому языку.

Выступившие на совещании учителя гг. Бывальцев и Бочкарева критиковали роно за слабую методическую помощь, неудовлетворительное инспектирование, за плохую постановку проверки исполнения решений учительских совещаний.

Однако только немногие участники совещания выступили с рассказом о своем опыте или с критикой недостатков. Большинство выступлений носило характер отчетов без признаков критики и самокритики.

На совещании выступил инспектор роно т. Сахибгареев. Казалось бы, кому, как не ему, лучше всех знать положение дел в школах в выступить с острой к принципиальной критикой, во он начал так:

— Мне поручили сообщить...

Все свое выступление г Сахибгареев посвятил разбору грамматических правил и перечислению недостатков преподавания русского языка, без анализа и выводов.

Совещание прошло на низком уровни, в обстановке семейственности и благодушия. Странно, что присутствовавшие здесь секретарь райкома партии т Прокофьев. заведующий отделом пропаганды и агитации райкома т. Прокопьев и представитель Чистопольского облисполкома т. Хакимова отнеслись к этому безучастно, не дали совещанию должного направления.

К.Маркелов

Вы уже оставили реакцию
Новости Еще новости