Учителя обсуждают вопросы преподавания русского языка в нерусских школах

В Казани и Чистополе прошли областные научно-практические конференции по вопросам преподавания русского языка в нерусских школах. На конференциях, организованных Казанским и Чистопольским областными отделами народного образования и Татарским институтом усовершенствования учителей, присутствовало около 400 педагогов и было заслушано 35 докладов.

Многие нерусские школы республики гордятся тем, что их выпускники не только успешно сдают экзамены в вузы, но и получают Сталинские стипендии, что из их бывших питомцев выросло немало специалистов с высшим образованном — учителей, врачей, инженеров, юристов и т. д.

В республике, однако, все еще имеется значительное число школ, где преподавание русского языка ведется на низком идейно-теоретическом уровне. В этих школах велико число неуспевающих. Одна из причин этого — вредное влияние «нового учения» о языке Н. Я. Марра, которое в свое время нанесло большой ущерб школам.

До выхода в свет работ товарища Сталина по вопросам языкознания программа начальных классов сосредотачивала внимание учителя на грамматических терминах вместо усвоения действительно систематического, точно очерченного круга знаний. Так сознательное и прочное усвоение грамматики было заменено усвоением грамматических названий и терминов. В результате ученики начальных классов татарской школы не получало даже самых элементарных, посильных для их понимания, сведений по русской грамматике. Под влиянием маровских установок в седьмом классе предлагалось изучать только синтаксис, а повторению морфологии не уделялось внимания.

Дело, однако, не только в недооценке того или иного раздела грамматики, а в

том, что в самом преподавании грамматики допускались грубые ошибки. Например, грамматический разбор — это важнейшее средство закрепления материала — многие учителя во избежание «формализма» подменили «смысловым разбором», который, в конечном счете, терял всякий смысл. Словарная работа велась в отрыве от грамматической основы.

Гениальные труды товарища Сталина по вопросам языкознания дали возможность вскрыть причины серьезных недостатков в обучении русскому и другим языкам в школе и указали пути коренного улучшения преподавания.

На основе учения И. В. Сталина о языке передовые учителя более четко определили место и значение грамматики в системе изучения русского языка и в связи с этим направляют все усилия на сознательное овладение учащимися основами русской грамматики.

Наиболее характерны в этом отношении доклады, сделанные на конференции заслуженной учительницей школы РСФСР А М. Апаковой (Казанская средняя школа № 35), М. А. Кулахметовой (Казанская средняя школа № 12), А. Е. Коломенской (Арская семилетняя школа), 3. С. Гильдеевой (Чистопольская средняя школа № 2). На ярких примерах они показали систему своей работы, которая обеспечивает активность учащихся, умение практически пользоваться теорией, приучает учащихся наблюдать, анализировать и сопоставлять факты и явления языка, делать выводы и обобщения.

Своим опытом проведения различных видов грамматического разбора поделились А. 11. Улемнова (Б. Булахчинская семилетняя школа), М. Г. Идрисова Ново-Ошминская средняя школа) и Е. П. Яндралова (Чистопольская средняя школа).

Их доклады показывают, каким важным средством повышения грамотности

учащихся становится грамматический разбор.

Доклады тт. Ахметова (Нурлатская средняя школа), Максудовой (Казанская школа № 80), Арбузовой (Чистопольское педучилище) и Шуваловой (Буинская средняя школа им. Вахитова) были посвящены словарной работе, имеющей первостепенное значение в процессе изучения русского языка особенно в нерусской школе, куда дети приходят зачастую с весьма скудным запасом русских слов. Опыт этих учителей показывает, как помогают практическому усвоению русского языка правильная организация словарной работы, в частности, отбор слов для активного их усвоения, умелый выбор приемов объяснения слов в каждом отдельном случае, планомерное повторение изученных слов и закрепление их в речевой практике, продуманная система упражнений.

В целях развития речи учащихся опытные учителя широко применяют наглядные пособия, проводят разговорные уроки и т. п.

В секции начальных классов учительница Ахмановской начальной школы Ма-мадышского района Л. О. Маркова ознакомила участников конференции с методикой проведения разговорных уроков в добукварный, букварный и послебукварный периоды. Благодаря таким разговорным урокам учительница добилась значительных успехов.

В системе развития культуры речи учащихся особое значение приобретает начитанность учащихся. С этой точки зрения заслуживает, внимания доклад

Д. Копылова.

Почти все докладчики старались показать, как они привлекают в методических целях знания учащихся по грамматике родного языка. Сопоставления русской и родной речей учителя часто практикуют на своих уроках, не превращая их, однако, в уроки сравнительной грамматики.

Умелое сопоставление фактов русского и родного языков устанавливает общее между грамматическими понятиями русского и родного языков, сосредотачивает

внимание на специфике русского языка.

Ценные советы в возможностях использования знаний учащихся по родному языку участники конференции получили от младшего научного сотрудника Казанского филиала Академии наук СССР Р. С. Газизова. Ряд других научных сотрудников и аспирантов также постарался осветить наиболее трудные для учительства вопросы преподавания русского языка в нерусской школе. Заведующий кафедрой русского языка Казанского педагогического института И. И. Назаров остановился на особенностях звуковой системы русского языка по сравнению с татарским и наметил пути преодоления трудностей, встречающихся при усвоении произношения русских слов.

С содержательными докладами выступили аспиранты педагогического института Р. Б. Гарифышова и М. Ш. Субаева.

Участники научно-практической конференции Казанской области с интересом прослушали доклад кандидата филологических наук Э. М Ахунзянова на тему: «Роль и значение русского языка как могучего средства межнационального общения народов СССР в обучении и воспитании учащихся национальной школы».

О вопросах, волнующих учителей и требующих быстрейшего разрешения, говорили многие участники конференции. Например, серьезно тормозит работу несовершенство программ и некоторых учебников по русскому языку в нерусской школе. Учителя крайне нуждаются в научной методике по вопросах преподавания, а именно: в согласовании приемов обучения русскому языку с приемами обучения родному языку; в установлении словарного минимума в различных классах татарских школ; о разработке уроков по курсу русского языка в татарских школах.

Научно-практические конференции приняли решения, которые предусматривают мероприятия по подготовке и повышению квалификации учителей, по методической работе, по изучению, обобщению и распространению опыта лучших учителей русского языка, но устранению причин неуспеваемости.

М.Нотович.

Вы уже оставили реакцию
Новости Еще новости