Новая постановка балета „Шурале“

Татарский государственный театр оперы и балета осуществил новую постановку балета Ф. Яруллина «Шурале». В основу либретто положен сюжет одноименной поэмы Г. Тукая, дополненный и обогащенный мотивами и образами из народных сказок.

Лирическую струю вносит в балет проходящий во многих сказках мотив о девушках-птицах. Авторам (А. Файзи и Ф Яруллину) удалось органично слить эти два сюжета в один с единым драматическим развитием. Более ярко и значительно прозвучала идея победы человека над коварными злыми силами, препятствующими его счастью. Творчески переработав народно-сказочный материал, авторы создали произведение, глубоко оригинальное, вернули народу его сказки в обогащенном, мастерски обработанном виде.

В балете развертываются следующие события. Молодой крестьянин Былтыр, поехавший в лес за дровами, видит, как коварный Шурале преследует прекрасную девушку-птицу Бибкэй. Отважный джигит вступает в единоборство с Шурале и благодаря находчивости и уму побеждает его, а прекрасную Бибкэй уводит к себе в деревню. Но злой леший все же похищает Бибкэй — олицетворение народного счастья — во время веселой свадьбы молодых влюбленных. Былтыр с горящим факелом в руках бежит в лес. Ворвавшись в логово Шурале в самый разгар дикого шабаша лесной нечисти, с помощью подошедших друзей он вырывает Бибкэй из лап Шурале. Народ торжествует победу.

Стремление человека к счастью, любовь, воля и разум оказываются сильнее темных, алых сил — такова идея произведения.

В музыке Ф. Яруллина классическая ясность, простота и реалистическая, выразительная передача глубоких человеческих переживаний сочетаются с романтической взволнованностью, искренностью эмоций и красочностью.

Мелодичный, ясный и простой, пронизанный народными напевами музыкальный язык «Шурале» помогает образному раскрытию идейно-эмоционального содержания балета. Ф. Яруллин обогащает его ритмами русских бытовых и классических балетных танцев. Смело сочетая стройную систему классического танца с народным танцевальным искусством, Ф Яруллин намечает верный путь развития национального балета.

Теплотой отличается музыка, характеризующая Былтыра. Широкая, напевнолирическая, задумчивая мелодия, открывающая первое действие, говорит о душевности Былтыра, о его способности к нежным чувствам, к светлой мечтательности. Полнозвучно и привольно, как «песнь о любви» развивается эта тема в сцене с Бибкэй. Затем, когда Былтыр выступает как благородный мститель, карающий зло и насилие, она приобретает богатырский размах, эпическую широту.

Бибкэй — сказочно прекрасная белоснежная птица, превращающаяся в девушку только вдали от посторонних взоров, олицетворяет стремление людей в свободной и счастливой жизни. Выразительная, полная чарующей мягкости мелодия основной темы Бибкэй передает обаятельность вольной девушки-птицы.

Большое место в балете занимают массовые реальные сцены (возвращение Былтыра с Бибкэй и свадьба), противопоставленные сказочным, фантастическим (птицы-девушки, шабаш нечисти). Введение реальных сцен дает возможность показать быт татарской деревни, народный свадебный обряд.

Оптимистическая идея, яркие, сочные индивидуальные характеристики образов, свежесть и народность музыкального языка, — вот те положительные качества, которые обусловили сценическую жизненность балета.

Балет «Шурале» идет в новой музыкальной редакции, осуществленной композиторами народными артистами Казахской ССР В. Фере и В. Власовым, Бомпо-зиция спектакля и постановка — балетмейстера-дипломанта Я. Брунак. Дирижирует заслуженный деятель искусств ТАССР X. Фазлуллил. Оформление заслуженного деятеля искусств РСФСР и ТАССР, народного художника ТАССР П. Сперанского В главных ролях заняты заслуженный артист ТАССР А. Барыков и артист Р. Садыков (Былтыр), заслуженная артистка ТАССР А Гацулина и артистка Н. Юлтыева (Бибкэй), заслуженный артист ТАССР Б. Ахтямов и артист Р. Садыков (Шурале).

Ч. БАХТИЯРОВА.

После занятий

В свободное от занятий время студенты

финансово-экономического института с увлечением занимаются в кружках художественной самодеятельности: драматическом, хореографическом, вокальном, художественного чтения. Заслуженным

успехом пользуется драматический коллектив В его репертуаре — пьесы русских классиков н советских драматургов: «Любовь Яровая» Тренева, «Дети Ванюшина» Найденова, «Женитьба» Гоголя и др. В декабре была осуществлена новая постановка — «Студенты» Лифшица.

В гостях у студентов побывали артисты Татарского театра оперы и балета. Они рассказали о работе театра и его дальнейших планах. Затем состоялся концерт. В сопровождении симфонического оркестра были исполнены сцены из опер"Семья Тараса", "Трубадур", "Риголетто".

Вы уже оставили реакцию
Новости Еще новости