Подготовка научных кадров

В Доме ученых состоялось общегородское совещание по вопросам подготовки научных кадров черед аспирантуру. На совещании присутствовали директоры казанских вузов, их заместители по научной работе, руководители аспирантов, аспиранты и представители партийных и профсоюзных организаций. Совещание заслушало и обсудило доклад проректора по научной части Казанского государственного университета проф. М. В. Маркова «О подготовка научных кадров через аспирантуру».

— Советский народ, руководимый партией Ленина—Сталина. — сказал докладчик — успешно строит коммунистическое общество. XIX cъезд Коммунистической партии. Советского Союза наметил грандиозную ’ программу нового мощного подъема народного хозяйства нашего государства и дальнейшего роста материального и культурного уровня трудящихся Советского Союза. Осуществление этого величественного плана немыслимо без дальнейшего подъема и развития науки, в связи с ней сейчас особую остроту приобретает вопрос о подготовке научных и научно-педагогических кадров. Темпы подготовка кадров должны быть усилены, требования повышены. Основной формой такой подготовки является аспирантура. Поэтому в директивах XIX съезда партии говорится: «Расширить за пятилетие подготовку научных м научно-педагогических кадров через аспирантуру высших учебных заведений и научно-исследовательских институтов,- примерно, в два раза по сравнению с предыдущей пятилеткой".

Высшие учебные заведения и научно-исследовательские институты Казани имеют значительный опыт в подготовке кадров через аспирантуру. Однако в организации набора аспирантов, в разработке индивидуальных планов их подготовки, в аспирантуры, имеются существенные недостатки.

Подавляющее большинство аспирантов оканчивает аспирантуру без защиты диссертаций. Так, в Казанском университете из 60 человек, окончивших аспирантуру за последние пять лет, только 14 защитили диссертацию.

Качество подготовки аспирантов нельзя считать удовлетворительным. Научный работник, окончивший аспирантуру, часто безинициативен, имеет узкий кругозор и совершенно недостаточно владеет знаниями научной литературы. В наших вузах много кандидатов наук — бывших аспирантов — не повышает свою квалификацию, не добивается ученой степени доктора наук. Так, в Казанском университете 9 доцентов защитили свои кандидатские диссертации в 1938 году и раньше: из них только некоторые работают над докторскими диссертациями.

Нередко аспирантура дается на те кафедры, где научно-исследовательская работа ведется очень слабо. Между том, только ученый, ведущий большую научную деятельность, может быть настоящим руководителем аспиранта. В Казанском университете из 32 руководителей аспирантов только 18 профессоров, восемь руководителей получили кандидатскую степень 8 лет назад и ранее и, следовательно. у низ самих дело с научной работой обстоит неблагополучно.

Затем выступил представитель Казанского финала Академии наук СССР В.И.Фурасов. Он указал, что условия работы аспирантов в филиале вполне удовлетворительны, но тем не менее и там аспиранты заканчивают аспирантуру без защиты диссертаций. Причиной такого положения являются недостаточный контроль со стороны научных руководителей сообщил, что в Казанском авиационном институте все руководители аспирантов ведут активную научно-исследовательскую работу, связанную с задачами развития народного хозяйства, что благоприятно отражается на тематике аспирантской работы: как правило, она

имеет актуальное значение. Но и в авиационном институте недопустимо велико число аспирантов, не завершающих свою подготовку защитой диссертации.

О том, что подбор аспирантов, как правило, носит кампанейский, случайный характер, что студентов-отличников, работающих в научных кружках, руководители кафедр и кружков плохо изучают и не готовят к аспирантской работе, не рекомендуют их своевременно в аспирантуру, говорили в своих выступлениях проф. В Н. Шубин (зам. директора по научной работе Казанского медицинского института) и проф. И. Е. Мойсак (зам. директора по научной части Казанского химико-технологического института).

После выступлений представителей казанских вузов развернулись прения. Аспирантка Казанского авиационного института т. Максутова указала, что молодым ученым надо меньше ссылаться на объективные условия. Многое зависит от трудолюбия самого аспиранта. Некоторые руководители считают основной задачей аспирантуры написание диссертации и мало заботятся о том, чтобы окончивший аспирантуру был полноценным научным работником Качеству подготовки аспирантов должно быть уделено особое внимание. Аспирант т. Непримеров (Казанский университет) рассказал о больших трудностях изготовления приборов, необходимых аспирантам для их экспериментальной работы Профессор А. П. Норден (Казанский университет) отметил, что учебные планы старших курсов физико-математических Факультетов чрезмерно перегружены . Аспирантка Казанского медицинского института т. Бурнашева указала, что в институте никто не занимается материально-бытовыми условиями жизни аспирантов. Тов. Бурнашева выразила пожелание, чтобы общегородские собрания аспирантов в будущем проводились регулярно.

Всего в прениях выступило 9 человек.

В конце совещания выступила заведующая отделом науки и вузов Татарского Крайкома КПСС т. Рогова. Приведенные ею цифры и факты показали, что подготовка научных кадров через аспирантуру в вузах и научно-исследовательских институтах Казани поставлена неудовлетворительно. Крупнейшие недостатки в этой работе приводят в тому, что в Казани защищает диссертации всего около 25 процентов аспирантов. План набора их из года в год не выполняется, особенно по математике, физике, геологии. Плохо готовятся национальные кадры. Многие директоры вузов при комплектовании аспирантуры заботится больше о выполнении плана, нежели о качестве будущих ученых, не учитывают деловых и политических качеств абитуриентов. В результате есть случаи, когда в аспирантуру берут не по специальности? географ, например, оказывается на кафедра политэкономии и т. д.). Немало аспирантов отчисляется за неуспеваемость (Казанский Филиал Академии наук СССР, госуниверситет, химико-технологический, медицинский институты и др.).

Необходимо улучшить и педагогическую подготовку. Аспиранты обязаны посещать лекции, семинарские и лабораторно-практические занятия. Все это не должно отвлекать аспиранта от главного — написания диссертации.

Совещание приняло развернутое решение, направленное на коренное улучшение подготовки научных кадров через аспирантуру.

Доцент Б.КРЫЛОВ.

Вы уже оставили реакцию
Новости Еще новости