В соревновании—формализм,в планах—приписки...

В редакцию «Советской Татарии» поступили письма с фабрики им. Куйбышева, ставящие серьезные вопросы. Авторы писем, озабоченные судьбами производства, с законным возмущением и тревогой рассказывают о том, как в ремонтно-механическом цехе № 9 формально относятся к соревнованию, как там нарушают элементарные требования учета выпускаемой продукции. Расследованием установлены дополнительные факты. В ремонтно-механическом цехе фабрики допускаются явно противозаконные дела. Цех № 9 обслуживает все производственные цехи предприятия. От него в немалой степени зависит успех работы фабрики. Тем более нельзя мириться с крупными недостатками в руководстве соревнованием, имеющими место в ремонтно-механическом цехе. О том, как оно здесь поставлено, красноречиво говорят факты.

Обычно начальник цеха т. Тарасов вызывает мастеров и говорит им, какие обязательства следует принимать рабочим. Мастера, выполняя указания начальника, сами пишут тексты обязательств, во многих случаях — одинаковые, повторяющие друг друга слово в слово, и в свою очередь предлагают рабочим расписаться в заранее заготовленных бланках. У председателя цехкома т. Самарина за 1952 год скопились десятки таких обязательств — индивидуальных. бригадных, участковых. И никто о них не вспоминает.

Формализм доходит до того, что пункты, вносимые в обязательства, порой не сообщаются тем, кто должен их выполнять. Многим участникам соревнования до сих пор не разъяснили, в чем сущность начинаний известных новаторов промышленности, чьи имена занесены в обязательства.

Так на каждом шагу проявляются формализм, бюрократическое отношение к организации соревнования со стороны руководителей цеха.

Правда, если судить по официальным данным о производительности труда, по показателям выполнения норм и плана, то на первый взгляд получается, будто все идет хорошо В самом деле, разве плохо, когда рабочие выполняют норму в среднем на 184 процента, когда подавляющее большинство сдельщиков вырабатывает от полутора норм до двух с половиной?

Но... эти показатели — дутые, в основе их лежат приписки, обман государства.

Выполнение цехом плана исчисляется в нормо-часах. Следовательно, показатели плана всецело зависят от учета труда и от состояния технического нормирования. Вот здесь и начинаются безобразия, открывающие пути для приписок.

В цехе не соблюдается одно из непременных требований правильной организации труда: наряды на производство работ заранее рабочим не выдаются, и они зачастую не знают, сколько времени отведено на тот или иной заказ, какова оплата труда. А. как известно, наряд — основной денежный документ, которым учитывается выполнение ремонтных работ. Но воль наряды оформляются в конце месяца скопом, по нескольку сот штук сразу, путаница и неразбериха неизбежны.

Во многих нарядах можно встретить

пометки о том, что работы выполнены по так называемым разовым или временным нормам, причем, такие нормы порой даются и в тех случаях, когда можно

применить нормы общереспубликанские. Разовые и временные нормы обычно сильно завышены. Это и есть не что иное, как приписка. Вот несколько характерных примеров.

На изготовление ведра жестянщику пятого разряда дается нормой шесть часов, хотя на это надо затратить не более полутора часов. Для демонтажа чугунного трубопровода установлена «разовая» норма в четыре часа на погонный метр. Снова завышение, по крайней мере, в четыре раза.

Нередко в наряде толком не сказано, что же должен сделать рабочий. Например. в наряде № 3 написано: «Ремонт ванны подогрева на рефонде. Норма разовая 40 часов». А какой ремонт произвести, что именно исправить — неизвестно Это равносильно тому, как, допустим, написать «Ремонт окна», но не определить, все стекла вставить или одно, всю раму заменять ибо только форточку исправить.

Такой же характер носит наряд, в котором записано «Переборка дыхательной линии». Норма — тоже разовая, а относительно объема работ — ни слова. Дали на эту работу 90 часов. Почему именно девяносто — никому неизвестно. И таких примеров можно привести сколько угодно.

Вот из всех этих нормо-часов н складывается перевыполнение цехом производственного плана. Приписки в цехе носят самый разнообразный характер.

В наряде № 67 говорится: «Сварка

двухдюймовых труб по стыкам — 60 стыков, сварка двадцати фланцев, сварка труб по шву — 40 погонных метров». Разве может быть такой ремонт в цеха, когда требуется сварить по шву 40 погонных метров труб! Ведь это в сущности означает: заново изготовить трубы. Конечно, к наряду приписано немалое количество работ с целью увеличить выполнение плана цехом.

«Увлекаются» здесь и выплатой по «среднесдельным» расценкам. Например, термическая обработка деталей — понятие совершенно определенное: если знать, каких деталей и сколько должно быть обработано, без труда можно записать в наряд определенную норму выработки. А вот. например, в наряде № 63 сказано: «Термообработка деталей» (причем, каких и сколько—неизвестно) Дано 80 часов и резолюция: «Выплатить среднесдельно»... Так порой оплачивают труд и маляров, и плотников.

Нередко бывает, что наряды выписываются с одной только целью — подогнать до определенного показателя выполнение норм тем или иным участком.

А что общего с настоящей организацией и учетом производства имеет укоренившийся порядок, когда многие работы, особенно сварочные, выполняются по запискам? К концу месяца и собирается множество, и мастеру приходится по подписям отгадывать авторов записок, составлять сварщикам наряды и отмечать, на какой цех их отнести.

Есть работы, учитываемые по два-три раза, каждый раз они включаются в общий итог выполнения плана. Некоторые механики производственных цехов отказываются подписывать предъявляемые им документы на выполненные заказы потому. что видят в них явно завышенную, сумму. Однако под нажимом начальника

ремонтно-механического цеха т. Тарасова, делают это.

Словом, укоренившиеся в цехе № 9 «порядки» мешают коллективу трудиться действительно по-стахановски, сдерживают рост производства, оставляют под спудом богатые резервы.

Тов. Г М. Маленков в докладе на XIX съезде партии говорил: «Одним из наиболее опасных и злостных проявлений нарушения партийной и государственной дисциплины является сокрытие некоторыми работниками правды о действительном положении дел в подведомственных им предприятиях и учреждениях, приукрашивание результатов работы».

То, что происходит в ремонтно-механическом цехе фабрики им. Куйбышева, нельзя назвать не чем иным, как приукрашиванием результатов работы, обманом государства.

Партия всегда требовала осуществления самого строгого режима экономии трудовых и денежных ресурсов. Еще в 1935 году декабрьский пленум Центрального Комитета партии подчеркивал огромное значение нормирования груда в промышленности, указав в своем постановлении:

«Пленум ЦК считает особенно недопустимым. что этот ответственнейший участок организации производства сплошь и рядом передоверен так называемым нормировщикам и тарификаторам, а начальники цехов, инженеры, техники, мастера и руководители предприятий либо вовсе не занимаются вопросами нормирования, либо механически штемпелюют разрабатываемые нормировщиками и тарификаторами нормы выработки».

Пленум потребовал:

а) Исходить при установлении норм выработки из строгой проверки производственных возможностей цеха и предприятия и учета передового производственного опыта стахановцев;

б) Возложить работу по нормированию и ответственность за ее состояние на инженерно-технический персонал цеха и предприятия под непосредственным руководством директора предприятия;

в) Широко привлечь к работе по установлению новых норм выработки на предприятиях кадры стахановцев».

Работа ремонтно-механического цеха фабрики им. Куйбышева со всей убедительностью говорит о забвении этого указания Центрального Комитета партии. Руководители Фабрики самоустранились от нормировочной работы. Они не видят и не хотят видеть ее крупных недостатков. Ведь начальник отдела организации труда фабрики т. Березовский даже заявил:

— По нормированию и оформлению нарядов девятый цех у нас самый благополучный. Там сидит наиболее квалифицированный нормировщик!

Трудно придумать более красноречивее подтверждение того, как оторваны от вопросов нормирования люди, непосредственно отвечающие за столь важный участок.

Вызывает удивление, что позицию невмешательства в дела цеха № 9, где нарушается государственная дисциплина, занимают директор фабрики т. Сеной и главный инженер т. Душников.

Р. ФРУМОВ.

Вы уже оставили реакцию
Новости Еще новости