Состоявшийся на днях V пленум Казнского гродского Совета КПСС обсудил вопрос «О состоянии и мерах улучшения учебно-воспитательной работы в техникумах и других средних специальных учебных «заведениях города». С докладом выступил заведующий отделом пропаганды и агитации горкома т. Юдин.
XIX съезд партии указал, что для удовлетворения растущих потребностей народного хозяйства в квалифицированных кадрах, особенно в связи с дальнейшим внедреннием в производство передовой техники, необходимо улучшить качество подготовки молодых специалистов. Весь учебно-воспитательный процесс должен быть направлен на получение учащимися глубоких знаний в избранной ими специальности, на формирование марксистко-ленининскогомировоззрении. Вся учебная, методическая, воспитательная работа должна проводиться на высоком научном и идейно-политическом уровне. Только при этом условии возможно подготовить действительно высокообразованных. культурных, высококвалифицированных специалистов. способных с честью выполнить задачи, поставленные XIX съездом партии.
Осуществляя исторические постановления Центрального Комитета партии по идеологическим вопросам, руководствуясь гениальными трудами товарища Сталина «Марксизм и вопросы изыкознания» и «Экономические проблемы социализма в СССР», а также историческими решениями ХIХ съезда партии. техникумы и другие средние специальные учебные заведения Казани несколько улучшили учебно-воспитательную работу.
Партийные и комсомольские организации стали уделять больше внимания вопросам учебы. Несколько улучшилось преподавание и политическое воспитание учащихся. В результате повысилась успеваемость. В юридической школе, например. она составляет 98,6 проц., в финансово-кредитном техникуме — 98. кооперативном — 97.5. в музыкальном училище — 97,2 в художественном — 97.1 проц.
Однако, как отметим докладчик и выступающие в прениях, учебно-воспитательная работа в техникумах, училищах и других учебных заведениях еще не отвечает возросшим требованиям. Молодые специалисты, выпускаемые техникумами города, на практической работе в производстве обнаруживают слабые знания и навыки по специальным дисцмплинам.
—Казанский меховой техникум, — говорит директор вечернего университета марксизма-ленинизма т. Мексина.—готовит неполноценные кадры, которым приходится доучиваться, придя на производство. И происходит это потому, что оборудование лабораторий и учебных мастерских старое, не соответствует уровню техники современной промышленности. Преподавание специальных дисциплин в техникуме ведется неудовлетворительно. Преподаватели пользуются старыми учебниками, не насыщая уроки новыми данными в области науки и техники. Учебные планы по специальным дисциплинам не выполнятся
.
Важным условием повышения учебной работы ивляется правильная организация урока, который должен обогащать учащихся новыми знаниями и навыками. Однако у преподавателей тт. Ногичева и Кузнецова, например, почти весь урок сводится к проверке выполнения старых и даче новых домашних заданий В техникуме явно завышаются опенки.
— Партийная организация техникума. — продолжает т Мексина. — проходят мимо этих фактов. Ни Бауманский райком КПСС ни отдел партийных, профсоюзных и комсомольских организаций горкома КПСС не проявили требовательности к секретарю парторганизации техникума, не оказали ему помощи в работе.
На пленуме отмечалось, что руководители техникумов, училищ и других средних специальных учебных заведений, партийные организации неудовлетворительно осуществляют перестройку учебно-воспитательной работы на основе решений XIX съезда партии и гениального произведения товарища Сталина «Экономические проблемы социализма в СССР». Во многих техникумах и школах педагогические советы и предметные комиссии не выполнили указания по пересмотру программ и учебных планов в свете исторических решений съезда и классического труда товарища Сталина.
Крупные недостатки и ошибки имеются в подборе, расстановке и воспитании преподавательских кадров. Некоторые руководители, как, например, тт. Рассыпнинская (технологический техникум), Сидоров (механико-технологический техникум), Ногичев (меховой техникум), подходят к этому делу формально, руководствуются главным образом анкетными данными, не учитывая политические и деловых качества работника. В результате на преподавательскую работу подчас попадают люди, которые не обеспечивают высокого идейно-политического уровня преподавания допускают крупные недо- статки и упущения.
В техникумах города широко культивируется совместительство. В музыкальном училище (директор т. Аухадеев), в юридической школе (директор т. Валеев) 60—75 процентов преподавателей работают по совместительству. Пользуясь бесконтрольностью, многие совместители ведут преподавание по трем-четырем дисциплинам.
О недостатках в деле подбора преподавательских кадров говорил в своем выступлении секретарь партийной организации речного техникума т. Хомяков. Он заявил:
— Горком партии неоднократно посылал нам преподавателей по истории, но все они оказались не на высоте своего положения.
Тов. Хомяков также указал на то, что Кировский райком партии недостаточно помогает в работе партийной организации техникума:
— Год назад бюро райкома обсуждало работу нашего техникума, но до сих пор не проверило выполнения своего решения.
Одной из главных задач техникумов, как и всех учебных заведений, является борьба за высокую успеваемость и дисциплину учащихся.
Итоги зимней экзаменационной сессии 1952—53 учебного года свидетельствуют о низкой успеваемости. Многие учащиеся получили на экзаменах неудовлетворительные оценки.
Особенно низка успеваемость в педучилище (85,2 проц.), техникуме электросвязи (87,8 проц.). в меховом техникуме (88,1 проц.) и др.
Эти факты говорят о том, что преподаватели неудовлетворительно работают над повышением своей деловой квалификации, не обеспечивают должного идейно-теоретического уровня проводимых занятий. допускают серьезные недостатки в изложении учебного материала и в методике проведения урока. руководители ряда средних и специальных учебных заведений (механико-технологического техникума, фельдшерско-акушерской школы) не осуществляют повседневного контроля за ходом учебного процесса, за преподаванием отдельных дисциплин, редко посещают уроки, слабо помогают классным руководителям.
Заведующий отделом партийных, профсоюзных и комсомольских организаций горкома КПСС т. Аристов в своем выступления отметил низкий уровень партийной работы в техникумах и других учебных заведениях города. Парторганизации глубоко не вникают в учебно-воспитательную работу, слабо борются за повышение качества учебы, за укрепление дисциплины. Например, парторганизация юридической школы не обсудила ни одного вопроса учебно-воспитательной работы. А Бауманский райком партии не подсказал. каким в вопросам она должна заниматься.
Выступивший в прениях секретарь партбюро фабрики им. Куйбышева т. Опокин рассказал о недостатках в работе техникума кинопленки. Он указал, что учебный план за первое полугодие здесь не выполнен. В этом учебном заведении низка посещаемость, много случаев пропуска занятий учащимися без уважительных причин. Неудовлетворительно поставлено дело повышения идейно-политического уровня преподавателей, а также изучение материалов и решений XIX въезда партии среди учащихся.
Секретарь горкома ВЛКСМ т. Морозов отметил, что горком и райкомы ВЛКСМ мало занимаются комсомольскими организациями средних специальных учебных заведений. Их работники глубоко не вникают в жизнь учащейся молодежи. Недооценивают роли комсомольские организаций и партийные организации, в результате имеют место факты, когда комсомольцы не занимают авангардной роли в учебе, не принимают активного участия в общественной работе, допускают нарушения дисциплины. Тов. Морозов указал также, что в ряде средних специальных учебных заведений на низком уровне находится массово-политическая и идеологическая работа. Еще не получило необходимого размаха изучение материалов XIX съеада партии, труда товарища Сталина «Экономические проблемы социализма в СССР».
В прении выступили также секретарь Сталинского райкома КПСС т. Пятакова, заместитель директора юридической школы т. Билялов. директор техникума электросвязи т. Гребенюк, секретарь парторганизации педучилища т. Чепланова и другие.
Секретарь горкома КПСС т. Шайдуллин посвятил свое выступление вопросам партийного руководства средними специальными учебный заведениями, перестройке работы в соответствии с решениями XIХ съезда партии и трудом товарища Сталина «Экономические проблемы социализма в СССР». Он подчеркнул значение развертывания самокритики и критики снизу, воспитания педагогического коллектива в духе непримиримости к недостаткам, в духе высокой ответственности за порученное дело.
По обсужденному вопросу пленум горкома партии принял развернутое решение.