Идейно-политическое воспитание интеллигенции
Воспитание новой советской народной интеллигенции является одной из крупнейших побед социализма в. нашей стра-
«Наша советская интеллигенция, — говорит товарищ Сталин, — это — совершенно новая интеллигенция, связанная всеми корнями с рабочим классом и крестьянством».
I Вместе со всем советским народом на-| гаа интеллигенция активно участвует в строительстве коммунистического общества. С исключительным подъемом борется ! она сейчас за осуществление грандиозных | задач, поставленных историческими ре-| шениями ХГХ съезда партии. Советская интеллигенция является активным пропагандистом идей марксизма-ленинизма, политики Коммунистической партии и Советского правительства. Могучей движущей силой в творческом труде советской интеллигенции является ее высокий патриотизм, любовь к своей Родине, своему народу, преданность Советскому государству, советскому общественному строю, родной партии Ленина—Сталина.
Благодаря неустанным заботам Коммунистической партии, Советского правительства и лично товарища Сталина Татария за годы советской власти превратилась в республику высокоразвитой социалистической индустрии, крупного механизированного сельского хозяйства, передовой науки и культуры.
Это ясно можно видеть на примере нашего Тетюшского района Казанской области.'У нас имеется педагогическое училище. сельскохозяйственная школа, школа механизаторов, широкая сеть общеобразовательных школ, различные культурно-просветительные учреждения. Большой отряд врачей, агрономов, зоотехников, учителей и культпросветработников трудится на благо Родины, активно участвует в строительстве коммунизма.
От идейной закалки кадров интеллигенции, от их политической активности, умения правильно подойти к решению задач, выдвигаемых партией и правительством. в огромной степени зависит подъем экономики и культуры, дальнейший успех на всех участках коммунистического строительства. Районная партийная организация ведет значительную работу по идейно-политическому воспитанию интеллигенции.
Райком партии и некоторые первичные парторганизации стали более систематически. более вдумчиво заниматься марксистско-ленинским образованием интеллигенции. Подавляющее большинство учителей, врачей, средних медицинских работников, специалистов сельского хозяйства, а также руководящих работников советских учреждений и хозяйственных организаций учится в различных звеньях сети партийного просвещения. Для этой категории работников райком ежегодно организует циклы лекций по истории партии, истории народов СССР, диалектическому и историческому материализму и политической экономии. Несколько активнее, чем раньше, работают сейчас консультанты. оказывая необходимую помощь самостоятельно изучающим марксистско-ленинскую теорию.
Систематически готовятся к занятиям и глубоко изучают марксистско-ленинскую теорию заслуженный врач РСФСР и ТАССР доктор Н. Я. Соколов, медицинская сестра т. Абрамова, заслуженный врач ТАССР доктор Кондаков, заслуженная учительница школы ТАССР т. Андреева, педагоги тт. Николаева. Романычева. Топоркова, Атрясова, Фуражков и многие другие.
Это положительно сказывается на их основной работе. Как правило, они показывают образцы социалистического отношения к труду, хорошо владеют своей специальностью, активно участвуют в общественной работе н пользуются заслуженным авторитетом у населения. Медицинская сестра т. Абрамова неоднократно получала благодарности за хорошее н умелое обслуживание, за чуткое отношение к больным. То же самое можно сказать о врачах Н. С. и Н. Я. Соколовых, Кондакове. Учителя тт. Николаева. Ро-маыычева, Ашмарина. Фуражков, Елисеев, Тихонова, Смирнова и Топоркова добились в первом полугодии полной успеваемости по своим предметам и классам.
Важную роль в повышении идейно-теоретического уровня интеллигенции играют «День учителя» и «День медицинского работника», ежемесячно проводящиеся при районных отделах народного образования я здравоохранения. По заранее разработанной тематике в эти дни читаются лекции на политические и специальные темы. Например, в 1952— 53 I г. учителя и врачи слушали лекции по материалам XIX съезда партии, об историческом значении гениального труда И. В. Сталина «Экономические проблемы социализма в СССР», а также на темы: «П. В. Сталин о путях перехода от социализма к коммунизму», «Всемирно-историческая речь П. В. Сталина на заключительном заседании XIX съезда КПСС», «П. В. Сталин о закономерностях развития социалистического общества», «Об основном экономическом законе социализма». «О пятом пятилетием плане*, о Политический и культурный облик советской интеллигенция», «Критика и самокритика — движущая сила советского общества». «О бдительности советских людей», «О задачах политехнического обучения в школе» и другие.
В конце 1952 года было проведено районное собрание интеллигенции, на котором был поставлен доклад «Итоги XIX съезда партии н задачи интеллигенции района».
В настоящее время создано три семинара по изучению гениального произведения II В. Сталина «Экономические проблемы социализма в СССР» и материалов XIX съезда КПСС: один — для учителей (руководитель зав. роно т. Купцов), второй — для врачей (руководитель т. Вахитов) и третий — для руководящих работников и специалистов сельского хозяйства, которым руководят секретари райкома партии.
Усиление воспитательной работы среди интеллигенции ведет к росту ее активности во всей общественной жизни района. интеллигенция оказывает большую помощь парторганизациям в массово-политической работе среди населения, в лекционной пропаганде. 23 человека являются у нас членами районного отделения Всесоюзного общества по распространению политических и научных знаний, 34 — лекторами районной лекторской группы при культпросветотделе исполкома райсовета, 159 работают в сельских лекториях. Свыше 500 представителей интеллигенции является сейчас агитаторами по выборам в местные Советы депутатов трудящихся. С лекциями и докладами часто выступают преподаватель педучилища т. Басманов, заслуженная учительница школы ТАССР т. Напалкова, учителя тт. Васильев, Ахметов, Кириллова, агрономы тт. Зубрилин. Сысоева и другие. 40 представителей сельской интеллигенции являются руководителями кружков и политшкол сети партийного просвещения.
Отдельные учителя и специалисты сельского хозяйства в результате систематической настойчивой работы над повышением своего идейно-политического уровня и деловой квалификации заметно выросли, что дало возможность выдвинуть их на руководящую работу. Например,
молодая учительница коммунистка т Атрясова выдвинута директором Монастырской семилетней школы, зоотехник комсомолка т. Артемьева стала теперь главный
зоотехником райсельхозотдела. Завуч Монастырской школы механизаторов техник-механик т. Хамидуллин выдвинут председателем укрупненного колхоза имени Сталина.
Райком партии стал глубже вникать в работу школ. Бюро райкома партии обсудило вопрос о преподавании русского и родного языков в свете учения товарища
Сталина о языке, о преподавании биологии в свете учения Павлова и Мичурина. Были намечены конкретные мероприятия по улучшению преподавания этих важнейших дисциплин. Эти вопросы были обсуждены глубоко и всесторонне, с предварительной тщательной проверкой работы школ района.
На бюро райкома обсуждены и такие вопросы, как работа со специалистами сельского хозяйства, медицинскими работниками и работниками культпросвет учреждений. Все это нашло известное отражение в улучшении работы школ, больниц и медпунктов, наших колхозов и МТС.
Однако надо признать, что в работе с интеллигенцией, особенно в ее идейно-политическом воспитании, у нас имеются серьезные недостатки. Некоторые парторганизации вспоминают об интеллигенции лишь в связи с той или иной кампанией. Начинается, скажем, избирательная кампания — интеллигенцию привлекают к организации и оформлению избирательных участков, к агитационно-массовой работе и т. д. Кампания прошла — об интеллигенции забывают. Это, в частности, относится к парторганизациям колхозов им. Калинина, им. газеты «Правда», "Большевик", "Азат". В этом повинен, конечно, и райком партии.
Немало у нас еще и элементов Формализма в работе с интеллигенцией. Когда обсуждается, например, вопрос о политическом воспитании учительства, все дело сводится в некоторых случаях к перечислению статистических данных об од-вате учителей теми или иными мероприятиями. При этом не обращается внимания ни на качество занятий, ни на идейное содержание и и целеустремленность. Неудивительно поэтому, что отдельные учителя не разбираются подчас в самых элементарных политических вопросах и по существу плохо гнают свою специальность. Среди учителей чрезвычайно слабо развита критика и самокритика. Справедливое критическое , замечание принимается иногда как личное оскорбление, унижение достоинства и подрыв авторитета. Разумеется, это приводит к затушевыванию недостатков и усугублению допущенных ошибок. Такое отношение к критике привело, в частности, к существенным недостаткам в работе Тетюшской больницы.
Мало внимания уделяет работе с интеллигенцией районная н стенная печать. На ее страницах редко поднимаются эти насущно необходимые вопросы.
Формирование духовного облика интеллигенция, повышение ее сознательности — дело исключительно ответственное и сложное. Задачи коммунистического строительства требуют неуклонного улучшения руководства со стороны парторганизации идейно-политическим воспитанием интеллигенции. Райком партии, руководствуясь решениями XIX съезда КПСС, наметил ряд практических мероприятий, направленных на усиление работы с интеллигенцией, на повышение ее сознательности и политической бдительности, на поднятие ее роли в коммунистическом строительстве и коренное улучшение всей идеологической работы в районе.
Н. БУЛАТОВ. Секретарь Тетюшского райкома КПСС