Больше требовательности в работе над советским спектаклем
(«Солнечная сторона» С. Голованивского на сцене Большого драматического театра им. В. И. Качалова
Горячо трудится в украинском селе Марьяновка молодой хирург-новатор Григорий Столяревко, развивающий в своей практике положения материалистического учения П. П. Павлова о рефлексах. Создавая обстановку, активно способствующую выздоровлению, стараясь пробудить в больном волю к сопротивлению, вывести его на «солнечную сторону» жизни, Столяренко делает самого больного участником лечебного процесса.
Деятельность Столяренко находит дружную поддержку окружающих, ибо чувство нового — характерная черта нашего советского человека, хозяина жизни. В работе Столяренко так или иначе принимают горячее участие и старый врач Воронов, и секретарь райкома Бережная, и председатель колхоза Середа, и девочка Тэта... Для них дело Столяренко — родное, близкое дело, дело большой государственной важности.
Но приезжает из Киева профессор Божко, ассистентом которого состоит Столяренко, и вместо ожидаемого одобрения следует резкая отповедь профессора. Божко отказывается признать работу молодого новатора, обвиняет его в извращении учения Павлова.
Так возникает конфликт пьесы «Сол-печная сторона». Автор пытается представить этот конфликт как столкновение двух непримиримых мировоззрений—материалистического и идеалистического И здесь создается серьезная неувязка. Чем объяснить, что ученый, с помощью которого Столяренко познавал великое павловское наследие, «профессор на всю Украину» Божко так демонстративно выступает против элементарных методов использования этого наследия? Если
предположить, что до сих пор он умело маскировал свою идеалистическую сущность, то почему так наивно-просто он разоблачает себя в первом же споре? Пьеса не дает внутренней мотивировки такого поведения Божко, рисует в его образе самовлюбленного, привыкшего быть первым, человека, раздраженного тем. что Столяренко начал свою работу, не посоветовавшись с ним. И это вступает в прямое противоречие с тем положением, которое занимает в конфликте образ профессора Божко. Таков главный недостаток пьесы.
Казанский Большой драматический театр им. В. И. Качалова, принимая «Солнечную сторону» к постановке, предполагал провести глубокую работу над драматургическим материалом (в частности. по исправлению образа Божко), необходимость которой подчеркивали участники обсуждения пьесы—представители медицинской общественности города. Однако театр ограничился лишь отдельными текстовыми изменениями.
В спектакле, поставленном заслуженным деятелем искусств РСФСР и ТАССР Е. Простовым, есть хорошая простота и теплота человеческих отношений, есть коллектив честных советских людей, кровно болеющих за родное для них дело. Но сам конфликт спектакля, в силу ограниченности драматургического материала. не стал тем большим филосовским конфликтом, который декларируется и речах героев спектакля. Это, скорее конфликт старого и молодого поколения, столкновение новатора с человеком отсталым, косным.
И хоть исполнитель роли Божко народный артист ТАССР А. Гусев нашел много интересных черт характера изысканного старого интеллигента в подчеркнуто элегантных костюмах, высокомерно любезного, избалованного вниманием и верящего в свою непогрешимость, ему, естественно, не удалось оправдать слишком явные противоречия роли.
Все это не могло не сказаться и на образе главного героя спектакля—Столярепко, которого очень увлеченно и выразительно играет артист Н. Проваторов. Невысокий, крепкий человек с мальчишеской улыбкой и быстрыми, точными движениями, очень общительный, но собранный, всегда сохраняющий где-то в глубине внимательных, настойчивых глаз свою большую заботу.— таков Столяренко—Проваторов.Рисуя человека яркого творческого темперамента, ученого-мыслителя, артист использовал убедительные и многоцветные жизненные краски. Образввоопринимается в его непосредственной жизненной полноте — встречается ли Столяренко—-Проваторов, охваченный юношеской растерянностью и радостью, с Людмилой Криничной или беседует с больными, умело направляя их мысли и настроения в нужное для него русло, или, с трудом преодолевая обиду и негодование, готовится отдать ключи от больницы назначенному на его место доктору Хорунжему. Но нарушения в построении конфликта пьесы, схематизм образа героя. идейным противником которого выступает Столяренко, в значительной степени снижают правду и глубину характера, с несомненным мастерством решенного молодым артистом.
Как уже было отмечено, театру удалось поднять в своем спектакле тему коллектива, тему борьбы за Столяренко. Она воспринимается сразу — через подчеркнуто бережливое, активное отношение окружающих к делу молодого новатора.
Этому способствует интересная, вдумчивая разработка ряда образов из окружения Столяренко. Таков образ секретаря райкома Бережной в исполнении заслуженных артисток ТАССР Л. Шмидт и В. Павловой. Первая исполнительница рисует характер крупный, женщину немолодую, прошедшую большой и нелегкий жизненный путь опытного руководителя и очень сердечного человека. Бережная— Павлова моложе и как человек, и как партийный работник, она еще словно «обживает» новое для нее положение. Но обе исполнительницы четко, через весь спектакль несут конкретную, действенную задачу в теме Столяренко, как и артист Л. Мацкевич, создавший в роли старого доктора Воронова образ вдохновенного. самоотверженного служителя пауки, и заслуженный артист РСФСР и ТАССР П Загорский (председатель колхоза Середа). В этой роли П. Загорский искал черты характера несколько тяжеловатого внешне, но энергичного, умелого хозяйственника, не лишенного обаяния и юмора Однако хочется высказать упрек исполнителю, вспомнив его линию поведения во II-й картине, где назревает конфликт спектакля и где Столяренко — Проваторов и Воронов —-Мацкевич вступают в столкновение с Божко. Артист И. Загорский ограничивается здесь снисходительно-ироническими улыбками и многозначительным молчанием в паузах между репликами своего текста, не найдя настоящего внутреннего действия.
Трудно согласиться с трактовкой театром образа врача Людмилы Криничной. Знавший Людмилу по институту и увлеченный ею, Столяренко видит в ней человека «ласкового, доброго, который все поймет, с которым будет легко*. Заслуженная артистка ТАССГ Е. Лисецкая с первого же появления рисует верную дочь своих родителей — обывателей и мелких эгоистов, претенциозную и резкую, держащую себя в коллективе марьяновской больницы крайне грубо (сцена с доктором Вороновым). Актриса никак не подготовляет нас к перерождению Людмилы, ей не удается показать, хотя бы в намеке, то хорошее, что воспитали в ней институт, комсомол. В первой части спектакля она использует одну лишь «черную краску». Такая упрощенная трактовка обеднила и сам образ, и тему борьбы за Столяренко, удачно поднятую театром.
К обидным недостаткам пьесы спектакля относится стилистический разнобой в построении характеров. Если артистки Н. Лесная и Э. Ковалевская в роли Марии Петровны Криничной, не слишком заботясь о правде создаваемого характера, средствами, откровенно подчеркнутыми, демонстрируют свое «отношение» к персонажу. то заслуженный артист ТАССР М. Шейнин изображает Криничного, достойного серьезного осмеяния, в манере, чисто бытовой.
Заслуженный артист РСФСР I народный артист ТАССР Г. Ардаров в небольшой роли академика Иванова, возглавившего комиссию по обследованию работы Столяренко, создает реалистически убедительный, законченный образ старого ученого с молодым сердцем, подлинно советского человека. Артист А. Мозгалинов с хорошей комедийной остротой, ни на минуту не выпадая из образа, рисует фигуру колхозного счетовода Курники. В плане облегченной комедийности проводит роль Бугая артист А. Люлюкин, давно знакомой театральной фигурой секретарши предстает в пятой картине спектакля артистка А. Прудникова.
Декорации художника заслуженного деятеля искусств РСФСР и ТАССР Н. Никитина при верно найденном светлом, жизнеутверждающем колорите грешит отдельными бытовыми нарушениями и техническими недоделками, которых мог бы избежать театр, обладающий прекрасно оснащенными постановочными цехам. Так, задник первого акта изображает школу (в ней размещается сейчас больница в непосредственной близости со скотным двором, мельница-ветряк находится в низине, что противоречит элементарной логике. Оригинально заду манная декорация второго акта, дающая внутреннее помещение больницы еще оставшимися следами школы, дрожит при малейшем прикосновении, разрушая необходимую иллюзию зрителя.
«Солнечная сторона» — спектакль на сложную, ответственную тему о людях нашего сегодня, о советских врачах. о борцах за человеческую жизнь —смелых новаторах науки—показал не достаточную требовательность театра Взяв пьесу, заведомо незрелую, он не проявил должной настойчивости и последовательности в работе над драматургическим материалом, не добился от автор необходимых исправлений. Недостатки пьесы усугубились в ряде случаев не изжитыми еще недостатками повседневной творческой практики Большого драматического театра, которые отметила центральная печать во время его московских гастролей прошлым летом.
Велика ответственность театра в работе над современной темой. Театр обязан отразить во всей полноте величественный рост нашей страны, наших людей, активно способствуя утверждению лучших сторон характера советского человека, бичуя пережитки прошлого в его сознании, мешающие движению вперед.
Новые сложные задачи искусства, выдвинутые партией, обязывают нас подойти к оценке работы Большого Драматического театра им. В. И. Качалова с очень высокими требованиями, которые он может и должен удовлетворить.
Ю. РОЗЕНТАЛЬ.