Приведенные в № 31 нашей газеты сведения о числе торговых предприятий в нашей Татарии требуют к себе самого внимательного отношения.
В Казани мы видим прирост торговых предприятий на 410 единиц. Число государственных предприятий увеличилось на 23 процента, тогда как частных лишь на 15 процентов и то, главным образом, по линии сезонной торговли.
В кантонах же, где число предприятий обычно увеличивалось в летнее время, мы видим, наоборот, свертывание 1225 торговых предприятий.
Главные причины последнего следующие: 1) закрытие лавок случайными торговцами, не сумевшими справиться со своим делом или получить те барыши, на которые, рассчитывали; 2) укрупнение нескольких лавок в одну, что говорит о незначительности оборотов и 3) подрыв торговли в деревнях городскими лавками.
Самую сильную тягу со стороны населения мы видим в Казани, обладающей широким выбором товаров. Расширяя свои обороты, Казань широко питает товарами и торговые предприятия в кантонных городах.
Крестьянство стремится делать закупки, главным образом, в городах, во время базарных дней. Здесь оно, продав свои продукты, закупает товары. Товаров же здесь и больше для выбора, и цены на них дешевле, чем в деревенской лавке.
Отсюда — перемещение торговых интересов в города и слабая торговля в деревенских лавках.
Обращаясь к размеру свертывания предприятий в кантонах, мы видим, что во 2 полугодии убыло (по сравнению с 1) государственных предприятий 48 процентов, кооперативных 18 процентов и частных 25 процентов.
Убыль государственных предприятий падает на закончившие товарообменные операции магазины "Хлебопродукта" и на лавки государственной рыбной торговли, которые в сущности, не надо было и открывать, сдав рыбу на комиссию местным кооперативным и государственным магазинам.
О свертывании частной торговли в кантонах на 25 процентов жалеть не приходится, так как это произошло отчасти в виду расширения кооперативной сети и оживления ее работы. Но нельзя не видеть здесь и другого обстоятельства: слабой еще покупной способности деревни.
Убыль патентов на кооперативные лавки на 18 процентов не говорит еще об уменьшении кооперативной сети (не считая некоторых случаев укрупнения сельских кооперативов).
На самом же деле число кооперативных лавок прибыло. Но прибыль выражается в мелких лавках, освобождаемых от выборки патента.
Отсюда приходим к выводам о слабой покупной способности крестьянства и о тяге его к городской лавке.
Надо, поэтому, работать в том направлении, чтобы цены в сельских кооперативных лавках почти не разнились от цен на товары в городах.
Для этого товары кооперативам должны отпускаться с достаточной скидкой. Вопросы кредитования (деньгами и кодовыми товарами) должны быть облегчены и упрощены.
И, наконец, торговый аппарат кооператива должен быть, в целях экономии, упрощен до последней возможности (в одном лице), по систематическим наблюдением членов правления.
При таких условиях возможно ожидать как развития торговли деревенских кооперативах, так и расширения торговых оборотов последних.
Казанец.