Гуго Эферот. Библия безбожника. Издательство «Красная Нови». 1924 года. Стр. 280. Цена 1 руб. 40 коп.
Написанная ясным языком, эта книга была предназначена специально для германских рабочих и касается главным образом католической и лютеранской религий. Но попы во всем мире одинаковы. Критика лютеранства легко может быть повернута и против православия, тем более, что теперь, в борьбе с безбожием, православные попы чаще опираются на доказательства, почерпнутые из книг лютеран и католиков, нежели на свои собственные. Это легко объяснить: западноевропейские богословы всегда были гораздо развитее своих русских собратьев. В то время, как русские попы отворачивались с негодованием от научной «еретической» литературы, ксендзы тщательно ее изучали и старались, подтасовывая данные науки, использовать их для оправдания религии.
Отведя половину своей книги под обоснование материалистического миропонимания, Эферот, популярно рассказывает об основных законах мироздания и развития жизни, о завоеваниях науки и борьбе ее с религией. Бесхитростно изложенными доводами он категорически опровергает всяческую возможность существования какого бы то ни было бога.
Эти первые две части книги — книга о мире и книга о человеке - наиболее интересны.
В этой части книги есть некоторые неточности. Так, например, Гуго Эферот полагает, что обширность астрономических познаний египтян выросла исключительно из их занятия морской торговлей - мореходством. Мы склонны полагать, что причиной тому было главным образом земледелие, породившее астральные религии и культ солнца.
Точно также весьма далек от истины Эферот, когда он пытается, проходя мимо неопровержимых аргументов Вейли, Доевса и Немоевского, «представить» исторического Иисуса.
Несмотря на эти недостатки книга может быть рекомендована рабочему и крестьянину. Антирелигиозные пропагандисты сумеют почерпнуть весьма ценный материал.
Гамза