Отчетная кампания по Чистопольскому кантону заканчивается. Начались перевыборы. Сейчас полезно и, пожалуй, необходимо подвести хотя бы в основном предварительные итоги.
Первое замечание касается бедноты. Непосредственные наблюдения на месте, отзывы катонных работников и материалы смотра групп бедноты, опубликованные в «Ирякамской Деревне»— все это говорит об одном: работа среди бедноты была поставлена весьма слабо, от кампании до кампании. Группы бедноты в большинстве своем фактически не существуют.
Такое положение не могло не сказаться на качестве предвыборной работы. Где работа с беднотой была особенно слаба, там беднота не только не давала тона, а сдавала, плелась в хвосте.
Бедняк активен, главным образом, на своих собраниях. На общих собраниях активность его несравненно меньше. Здесь он обычно уступал место середняку. Нередко бедняк на собрании только слушал:
— А что нам говорить-то? Пусть говорят те, кто налог платит, хлеба много сдает.
Случалось и так, что беднота отказывалась от принятых ею на своих собраниях решений. Нельзя похвалиться большими достижениями и в работе среди батрачества. В совхозе Алексеевской волости на отчетном собрании выступал всего лишь один батрак.
Следующее замечание—о середняке. Середняки в некоторых селениях были обижены тем, что без достаточных оснований исключались отдельные их представители из состава избиркомов. Но самая крупная ошибка многих партийных ячеек заключалась в устройстве ими закрытых даже от середняцкого актива бедняцких собраний.
— А мы разве против советской власти? Разве нас не касаются вопросы, которые обсуждаются беднотой?
Иногда даже раздавались голоса, предлагающие не ходить на собрания:
— Все равно коммунисты и беднота все вопросы порешили.
Тем не менее, на общих собраниях середняк занимал центральное место, играл главную роль, проявлял себя активно. При этом чрезвычайно важно отметить, что до сих пор не установлено ни одного факта антисоветского выступления со стороны середняцкой части деревни. Если где и были жалобы на нехватку товаров, дороговизну цен на мануфактуру, железо, сапоги, тяжесть сельхозналога, так сами выступавшие обычно тут же оговаривались:
— Видно, ничего не поделаешь. Пока страна не выправилась, приходится всем помогать.
Кулак повсеместно получил отпор. Но это нисколько не мешает ему вести сейчас упорную работу по подготовке своих списков. И бедняцко-середняцкому блоку придется еще вести жестокую борьбу с кулачеством в наступивший период выборов в советы.
Далее—о роли коммунистов в отчетно-перевыборной кампании. Здесь выявлено большое количество недочетов. Многие из деревенских коммунистов не заняли достаточно четкой классовой позиции. В Аксубаевской волости партийцы считали возможным присутствие на собраниях лишенцев. В Алексеевской волости один коммунист убеждал партсобрание:
— Зря перебарщиваем. Нельзя отталкивать зажиточного мужика—иначе хлеба не заготовишь.
В Старо-Шешминской волости, как говорили сами крестьяне:
— Коммунисты не сговорились и все по-разному выступали...
Несколько слов об отчетах. Несмотря на данные указания, доклады сельсоветов нередко представляли лишь перечень всевозможных статистических материалов, больше того, даже некоторые вики но выдержали экзамена на качество отчетности. Так, например, в тезисах Галактионовского вика всего было понемногу, а о самом важном, насчет осуществления классовой линии, хлебозаготовок—об этом только так, вскользь.
В большинстве волостей определенно запоздали с проработкой списков в новый состав сельсоветов.
Что надо делать сейчас? Сейчас все внимание должно быть сосредоточено на подготовке достойных кандидатов в советы из числа батраков, бедноты и лучшей части середняцкого крестьянства, на подготовке достойных кандидатов из числа крестьянок, на подготовке достойных кандидатов и из числа коммунистов.
Выборами в советы мы должны будем сгладить, изжить наметившиеся кое-где шероховатости во взаимоотношениях бедняцкой и середняцкой части деревни.
П. И - в.