Практика применения сельхозналога в текущем году показала, что, несмотря на ряд ошибок и искривлений при проведении налога, основное и главное в законе является правильным. Это основное и главное в налоге заключается в усилении в нем, согласно решениям XV партийного с’езда, начал подоходности и прогрессивности обложения. Оно должно быть сохранено в налоге и в дальнейшем. Впредь должно быть предусмотрено как прекращение переобложения бедняцких хозяйств, так и создание, при помощи закона о едином сельхозналоге, условий, способствующих выполнению крупнейших хозяйственных задач, которые мы ставим перед собой в настоящее время в сельском хозяйстве.
Эти крупнейшие задачи в области сельского хозяйства сводятся, прежде всего, к увеличению размеров посевных площадей и к поднятию урожайности. Дело сводится не к тому, чтобы коренным образом менять существующее законодательство о сельхозналоге, а лишь внесению в него таких поправок, которые, целиком сохраняя прогрессивно-подоходный характер налога, облегчали бы бедняцким и середняцким хозяйствам возможность расширять посевы, поднимать урожайность, и, на основе их материальной заинтересованности в этом, стимулировали бы деятельность широких крестьянских масс в этом направлении.
В новый закон о сельхозналоге, который будет в ближайшее время опубликован, вносится поправка, освобождающая полностью в районах, в которых налог исчисляется по размерам посевных площадей, весь прирост посевов в течение ближайших двух лет как в единоличных, так и в коллективных хозяйствах. Иными словами, те площади, которые будут засеяны единоличными и коллективными хозяйствами сверх их посевов в предшествующем году, от налога освобождаются полностью. Надо заметить, что эта льгота не распространяется на явно кулацкие хозяйства.
Не во всех зерновых районах обложение крестьянского хозяйства сельхозналогом производится по количеству посевов в хозяйстве. В некоторых доходность крестьянского хозяйства исчисляется не по количеству посевов у него, а по количеству пашни. Облегчение обложения зернового хозяйства этих районов достигается путем снижения норм доходности на одну десятину пашни по сравнению с установленным на 1928-29 год. Это снижение составит около 10 процентов налога, приходящегося на полеводство.
Успешное выполнение задач по поднятию урожайности в течение текущего пятилетия на 30—35 процентов может быть осуществлено лишь при том непременном условии, что простейшие и доступные мелким хозяйствам агрикультурные мероприятия будут применяться основной массой бедняцких и середняцких хозяйств. Для создания стимула по применению этих мероприятий предоставляется по сельхозналогу скидка в размере 10 процентов каждому хозяйству из тех земельных обществ, которые проведут минимум простейших агрикультурных мероприятий (к этим простейшем агрикультурным мероприятиям относятся: очистка семян, протравливание семян, прекращение пастьбы скота на озими и, ранние пары, зеленые удобрения, рядовой посев и т. д.). Тем отдельным хозяйствам, которые проведут у себя этот агроминимум, если земельное общество в целом его не проводит, скидка с налога устанавливается в размере 5 процентов. Помочь работе по поднятию урожайности имеет своей целью также и понижение на 15 процентов нормы доходность посевов в тех хозяйствах, которые введут многопольный севооборот.
В районах товарного животноводства отмечается приостановка роста крестьянского стада. Маслодельческие хозяйства дают особенно резкое падение товарности. Для содействия развитию этой отрасли сельского хозяйства в районах промышленного маслоделия сокращается обложение рогатого скота наполовину и значительно облегается налог на посевы однолетних и многолетних трав, что должно содействовать развитию животноводства и усилению его кормовой базы в маслодельческих районах.
Чтобы устранить неравномерность обложения многоедоцких крестьянских хозяйств и привести тяжесть налога для них в соответствие с мощностью хозяйства, в закон вводятся такие поправки, которыми будет осуществлен «обязательный учет не только общей суммы доходов хозяйств, но и числа едоков», на необходимость чего указал ноябрьский пленум ЦК.
Особенно много ошибок было допущено при применении индивидуального обложения (статья 28 закона). К индивидуальному обложению первоначально оказались привлеченными не только эксплуататорские хозяйства, но и некоторые середняцкие. Впредь устанавливаются признаки тех хозяйств, к которым должно применяться индивидуальное обложение. Такое установление признаков должно обеспечить, с одной стороны, - нераспространение на практике индивидуального обложения на трудовые середняцкие хозяйства, а с другой, — более полное привлечение к индивидуальному обложению кулацких элементов.
В результате всех изложенных выше поправок налог снизится на будущий год и составит около 375.000.000 рублей против вероятных поступлений нынешнего года в сумме около 430.000.000 рублей. Поправки, вносимые в законодательство о сельхозналоге, распределяют тяжесть налога таким образом, что по- прежнему предоставляют полное освобождение от налога бедняцким хозяйствам (32 процента всех хозяйств) и сохраняют усиленное обложение зажиточной верхушки деревни. Вместе с тем, они создают такую систему обложения сельского хозяйства, при которой получают полное выражение указания ноябрьского пленума ЦК о том, что «всемерное стимулирование хозяйственных интересов основных масс крестьянства является в настоящее время одной из центральных наших задач».
«Правда», 8 февраля. (По радио).