В Татарской республике национальных меньшинств по последней переписи 1926 г.. насчитывается всего 210 тысяч человек, куда входят чуваши, мордва, вотяки и марийцы.
Состояние школьной сети в быв. Казанской губернии было таково: начальных школ было 33 министерских, 27 церковно- приходских и 29 земских. всего 89. Грамотное население составляло к обшей численности населения: чуваш 8,9 проц., мордвы 9,5 проц., вотяков 4,8 проц. и марийцев 5,8 проц.
Такова картина просветительной деятельности царизма.
Состояние массового народного образования в настоящее время характеризуется громадным сдвигом в сторону подтягивания отсталых национальностей к среднему уровню в отношении обслуживания их как школами, так и прочими видами массового образования.
Если мы выше говорили, что при царском правительстве школ первоначального образования было 89, то в 1928/1929 году мы имеем их 235: чувашских 156, мордовских 32, вотских 28 и марийских 19,—с общим количеством комплектов -339. Кроме того, есть еще 12 школ повышенного типа. 8 школ 7-леток, 2 ШКМ и 2 школы 11-й ступени. Организованы 97 ликпунктов: чувашских 60, мордовских 20, вотских 10 и марийских 7. Число учащихся в них достигает примерно 4000 человек.
Придавая громадное значение обеспечению школ квалифицированными работниками, правительство Татарской республики всяческие меры по переподготовке наличного кадра учителей через курсы и т. д. За последние 3 года число прошедших переподготовку нацменских учителей достигает 100 человек.
Учащихся в ВУЗ‘ах насчитывается—в университете: чуваш- 62 чел., мордвы—10, вотяков — 10 и марийцев — 11, в Татком-университете: чуваш -29, марийцев—9, вотяков—15, мордвы—25: в ВПИ: чуваш—143, марийцев—27, вотяков—20 и мордвы—15.
Но, однако, надо отметить, что до 75 процентов учащихся, в ВУЗ‘ах нацмен завербованы извне Татарской республики.
В профшколах учащихся нацмен к 1 октября п/г было более 50 человек, в техникумах было около 450 человек и на рабфаках—60 человек.
Надо отметить, что в настоящее время не только татарское, но также чувашское, марийское и вотское отделения Восточного педагогического института обслуживаются почти исключительно старыми и молодыми научными работниками па нацмен. Постепенно выдвигаются научные работники в ВУЗ'ах и в связи с упрочивающимся институтом аспирантуры из числа окончивших студентов
Достижения в области развития национальной культуры в настоящее время количественно не велики, но в сопоставлении с положением этого дела до революции—представляют исключительное значение. Яковлев