МОСКВА, 9. (Т). За подписью председателя Совнаркома СССР тов. Молотова и секретаря ЦК ВКП(б) тов. Сталина опубликовано обращение Совнаркома СССР и ЦК ВКП(б) ко всем партийным, советско-хозяйственным водно-транспортным, профсоюзным и комсомольским организациям о речном транспорте. Постановление констатирует, что рост народного хозяйства СССР требует от речного транспорта Коренной перестройки его работы в соответствии с темпами развернутой социалистической реконструкции. Хозяйственное состояние речного транспорта не отвечает возросшим к нему требованиям со стороны народного хозяйства. Из года в год повторяется недовыполнение производственной программы, не приступлено до сих пор к реконструкции, очень высок процент аварийности, не выполнена директива ЦК об осуществлении единоначалия, слабо развернуто социалистическое соревнование и ударничество.
Учитывая все это, Совнарком СССР и ЦК ВКП(б) считают необходимым безотлагательно провести в жизнь следующие мероприятия.
Наркомводу предлагается в двухмесячный срок закончить разработку плана реконструкции речного транспорта. Не дожидаясь полной разработки плана реконструкции должны быть установлены по отдельным бассейнам и родам грузов наиболее рациональные типы судов, реконструированы существующие судоремонтные мастерские и т. д. Для этого должны быть использованы отпускаемые на капитальные работы в речном транспорте на 1931 год 215.000.000 руб.
ВСНХ обязывается установить тверды календарный план по выпуску судов, безусловно, обязательный к выполнению, с тем, чтобы обеспечить выпуск в срок судов, предназначенных к навигации 1931 года. В двхудекадный срок ВСНХ должен закрепить за судостроительной промышленностью необходимые заводы, производящие подсобные механизмы, а также выделить дополнительно из резервного фонда 50.000.000 руб. для нужд реконструкции судостроения и постройки новых верфей, в частности Красноармейской, Пермской и Дос- чакинской. Наркомвод и ВСНХ должны в месячный срок разрешить вопрос о типе бензиновоза и совместно наметить план строительства бензиновозов как на заводах Речсоюзверфи, так и в мастерских объединения речного транспорта, в месячный срок должны быть определены заводы, на которых может быть развернуто строительство технического речного флота. Не позднее 1 марта 1931 года должен быть закончен перевод на хозрасчет всех судоремонтных мастерских первого и второго разряда. Важнейшие заводы и мастерские в затонах должны быть объединены в самостоятельные хозяйственные объединения по ремонту судов. За своевременное выполнение планов судостроения и ремонта должны нести персональную ответственность начальники затонов и администрация цехов.
С целью усиления темпа механизации погрузочно –разгрузочных работ на водном транспорте Наркомвод обязывается развернуть в собственных мастерских изготовление простейших средств механизации и разработать конкретный план проведения механизации погрузочно-разгрузочных работ на водном транспорте.
Ввиду того, что судоходные реки, в том числе такие влажнейшие артерии как Волга и Днепр, крайне запущены, что создает угрозу нормальному судоходству, СТО должен рассмотреть вопрос о систематическом приведении в порядок судоходных рек. Местным исполкомам вменяется в обязанность принять меры по очищению местных рек и обеспечению нормальных лесных сплавов.
До 1 марта для южных районов и до 15 марта для северных районов должны быть разработаны и сообщены на места твердые планы перевозок в навигацию 1931 года. При этом, должна быть установлена материальная и судебная ответственность клиентуры за непредставление грузов в установленные планом сроки, и такая же ответственность водного транспорта за неподачу тоннажа и тяги.
Организационная структура речного транспорта коренным образом изменяется. Судно, как первичная хозяйственная единица, приравнивается к предприятию, должно работать на основе хозрасчета и иметь твердый промфинплан.
Организуется до 50 районных управлений речного флота. Вместо существующих 23 госпароходств создаются следующие 15 пароходств: Волжское, Московское-Окское, Камское, Днепровское, Днепро-Двинское, Северо-Западное, Северное, Доно-Кубанское, Закавказское, Средне-Азиатское, Западносибирское, Енисейское, Восточно-Сибирское, Ленское и Амурское. Кроме того, на реке Урале создается районное управление, подчиненное непосредственно Наркомводу. Существующие агентства Госпароходств упраздняются.
В целях улучшения работы командного состава пароходов, закрепления квалифицированных кадров рабочего и командного состава на речном транспорте и повышения производительности их труда, Наркомвод совместно с ЦК водников обязывается в месячный срок произвести повышение зарплаты работников речного транспорта, связанное с повышением качества работы. Дополнительно к тарифной оплате вводится тонно-километровая оплата труда для капитанов, механиков, помощников капитанов и механиков, старших лоцманов, рулевых, масленщиков и кочегаров, при чем, для последних еще устанавливаются премирования за экономию топлива.
К 1 марта текущего года должна быть создана водная кооперация по структуре, установленной для кооперации рабочих-железнодорожников. Наркомснабу и Центросоюзу поручается организовать закрытые распределители в наиболее крупных затонах и водных бассейнах, обеспечив их регулярным снабжением по установленным нормам.
Отмечая, что парторганизации речного транспорта являются наиболее отсталыми в постановке партийной и массово-производственной работы посравнению с парторганизациями других отраслей народного хозяйства, ЦК ВКП(б) и Совнарком предлагают местным партийным и комсомольским организациям центр внимания всей работы сосредоточить на решительной борьбе с прогулами, рвачеством, за поднятие трудовой дисциплины, опираясь на передовые слои рабочих водного транспорта, на ударников.