Публикуемый сегодня ответ правительства СССР на приглашение участвовать в работах европейской комиссии вряд ли окажется по вкусу председателю этой комиссии Бриану.
После того, как, вопреки ожесточенному сопротивлению Бриана и его друзей, европейская комиссия вынуждена была принять резолюцию о приглашении Советского союза, польский правительственный орган «Курьер Поранны» поставил тревожный вопрос: «Как поступит Советский союз? Если он откажется, можно будет сказать, что принятая комиссией формула приглашения была триумфом дипломатического опыта Бриана».
Лакеи, как известно, очень часто разбалтывают то, что господа говорят в их присутствии и что отнюдь не предназначается для посторонних. Именно так, в данном случае поступила польская газета, разболтав и раскрыв тактические приемы французского министра иностранных дел. Инициатору создания европейской комиссии отнюдь не улыбалась мысль о приглашении Советского союза, в присутствии которого невозможно будет обсуждать ряд вопросов в «братской и интимной атмосфере». На январской сессии комиссии Бриан выдержал четырехдневное сражение, добиваясь отсрочки приглашения Советского союза.
Тогда эту позицию пришлось сдать, поскольку Италия и Германия оказались вовсе нерасположенными собственные руками укреплять гегемонию империалистической Франции в Европе, результатом чего явилось их требование допущения СССР к участию во всех работах комиссии, — Бриан пошел на компромисс. Он согласился послать приглашение СССР, однако лишь для участия в ближайшей сессии комиссии, которая займется изучением мирового кризиса в его европейском преломлении, Идя на этот компромисс, Бриан рассчитывал убить двух зайцев: во- первых, сохранить свободу рук в вопросе об участии, или неучастия Советского союза в политических работах комиссии, а, во-вторых, сохранить надежду на отказ Советского союза принять это ограничительное предложение. В качестве опытного политика, заслужившего своей «многогранностью» пост несменяемого министра иностранных дел при всех кабинетах от левого до правого и обратно, Бриан прекрасно понимал, что лучше выиграть немного, чем проиграть все. Если нельзя полностью устранить Советский союз от участия в европейской комиссии, то уж лучше допустить его только к дискуссии по экономическим вопросам. Что же касается политических — там видно будет. С другой стороны, авось Советский союз «обидится» и вовсе не примет этого приглашения.
Нет никакого сомнения в том, что эта ставка на обиду играла немаловажную роль в тактических узорах, которые сплел Бриан в Женеве. Именно об этой ставке разбалтывает «Курьер Поранны» Если бы эта ставка Бриана оправдалась, и правительство СССР приглашения не приняло, Бриану удалось бы не только избавиться от неприятных для него последствий участия СССР в работах комиссии, но и иметь наготове необходимого козла отпущения для того, чтобы оправдать неизбежный провал его пан-европейских «объединительных усилий». В этом случае неудача европейской комиссии в деле подыскания необходимых лекарств, могущих излечить Европу от последствий все углубляющегося мирового кризиса капитализма, была бы объяснена нежеланием Советского союза сотрудничать в «общем деле» и отказом послать своих представителей в Женеву. Следует напомнить, что подобная же тактика применялась женевскими миротворцами и их прихвостнями из 2 интернационала до того момента, пока СССР не участвовал в работах подготовительной комиссии по разоружению. Невозможность какого бы то ни было сокращения вооружений до 1927 года неизменно объяснялась неучастием Советского союза в работах женевской комиссия. Где тонко, там и рвется. «Триумф дипломатического опыта» Бриана не удался и впредь ему не придется объяснять неудачу лечения кризиса капитализма... отсутствием СССР.
Мы не излагаем содержания письма т. Литвинова на имя генерального секретаря Лиги наций. Это письмо со всей ясностью и четкостью дает аргументацию правительства СССР и объясняет причины, в силу которых Советский союз решил участвовать в ближайших работах комиссии. Программа европейской комиссии вообще и в экономической части ее работ, в частности, содержит немало антисоветских планов. Под видом изыскания мероприятий для борьбы с мировым кризисом предстоит обсуждение ряда проектов, целиком и полностью направленных против советского экспорта, на срыв пятилетки и на экономическую блокаду СССР.
Через две недели в Женеве соберутся две подкомиссии европейской комиссии для подготовки некоторых из этих планов. Эти подкомиссии смогут обсуждать подобные проекты в «интимной и братской» атмосфере, поскольку СССР не приглашен к участию в их работах. Однако, на майской сессии европейской комиссии подобную «атмосферу» уже не удастся создать, и проекты излечения мирового кризиса при помощи срыва пятилетки должны будут обсуждаться в присутствии советской делегации. Фантастические басни о «советском демпинге» и вполне конкретные мероприятия, направленные против советского экспорта, постановления «аграрных» конференций, проекты «предпочтительных тарифов», при помощи которых хотят преградить доступ сельскохозяйственному экспорту СССР на мировые рынки, — все это должно будет составить предмет открытой дискуссии. Женевские пан-европейцы должны будут перед лицом широчайших масс заявить, какими способами и средствами, какой ценой и за чей счет собираются они лечить европейский капитализм, страдающий от последствий мирового кризиса.
Советский союз не боится и не уклоняется от этой дискуссии. Ему есть о чем поговорить с женевскими «врачами». У нас, как известно, имеется своя теория и практика преодоления капиталистического кризиса и устранения самой его возможности. Своим согласием принять участие в ближайших работах европейской комиссии правительство СССР расстраивает планы руководителей европейской комиссии, планы келейной подготовки антисоветских проектов. Рабочий класс всего мира, Вне всякого сомнения поймет и одобрит позицию СССР. Он окажет ему всемерную поддержку в момент дискуссии на тему о мировой кризисе и способах его «изживания».
«Правда». 10 февраля.