Заслушав сообщение Наркомпроса о ходе всеобуча и Культпропа 0К об итогах межрайонных партсовещаний по вопросам всеобуча, Бюро 0К констатирует, что, несмотря на наличие значительных успехов на фронте всеобуча, выражающих в 100 проц, охвате детей школьного возраста по ТР, обеспечении школ учительскими кадрами, отмечает, что эти успехи все еще не обеспечивают своевременного и полного осуществления директив XVI партсъезда и ноябрьского пленума ОК и ОКК в смысле улучшения качества выполнения этой боевой политической задачи.
Первый этап всеобуча характеризуется работой вширь и борьбой за общедоступность начального обучения при крайне недостаточном внимании качеству и слабой работе за обязательность всеобуча. Крупнейшими недочетами являются: недоохват детей-переростков, недостаточное обеспечение учащихся горячими завтраками, одеждой и обувью детей рабочих, батраков и бедноты, низкое качество коммунистического воспитания к совершенно неудовлетворительное проведение в жизнь принципов политехнизации.
Основными причинами этих недочетов являются явно неудовлетворительное руководство всеобучем со стороны парткомитетов, до сих пор не обеспечивших необходимых условий для успешной работы школ; возросшая активность рабочего класса колхозной, бедняцко-середняцкой массы, недостаточно используется парторганизациями для мобилизации их вокруг задач всеобуча, практикуется отнесение вопросов культстроительства к группе второочередных вопросов, что является явной недооценкой политического значения всеобуча.
Несмотря на то, что кулачество оказывает ожесточенное сопротивление всем мероприятиям партии на фронте культурной революции, отдельные парторганизации и культпропработники проявляют оппортунистическое благодушие к вопросам классовой борьбы вокруг всеобуча.
Неудовлетворительно выполняются центральными и местными организациями директивы ноябрьского пленума ОК и ОКК о перестройке органов народного образования и создании советов культурного строительства, как новой формы и метода работы в области культстроительства, долженствующих поставить всю культработу на боевые большевистские позиции, и обеспечить единый план и единое руководство.
Особо отметить, что наблюдается недопустимая медлительность и нерешительность в деле перестройки работы Наркомпроса и его местных органов (неудовлетворительность оперативного и методического руководства всеобучем, особенно по вопросам политехнизации).
Со стороны хозяйственно-кооперативных, советских, профессиональных и др. организаций также нет требуемого внимания и участия во всеобуче.
Руководящие организации комсомола также не руководят повседневной работой ячеек и отдельных отрядов молодежи на фронте всеобуча. Партийные и комсомольские органы абсолютно недостаточно руководят пионер движением и коммунистическим воспитанием в школе.
Крупнейшим недочетом во всей работе культурных учреждений по-прежнему является слабая увязка культурных мероприятий, в частности всеобуча, с хозяйственно-политическими задачами современности и слабое развитие соцсоревнования и ударничества в среде школьных работников и в органах народного образования.
ОК предлагает:
1. Райкомам ВКП(б) немедленно устранить все указанные недочета и создать решительный перелом в парторганизации в деле повседневного руководства всеобучем поставив этот вопрос наряду с другими важнейшими хозяйственно, политическими кампаниями, обратив особое внимание на повышение качества всеобуча, на постановку массового политического воспитания детей.
2. Установить систематические контроль через КК и РКИ над работой органов просвещения и степенью участия профсоюзных, комсомольских и кооперативно-хозяйственных организаций, добиваясь с их стороны подлинно большевистских темпов в работе, решительно борясь с оппортунистическим элементами в партийной среде, и привлекать к суровой ответственности организации, учреждения и лиц, срывающих успешное выполнение директив партии и правительства по всеобучу.
3. В целях повышения качества школьной работы, ОК предлагает парторганизациям, союзу рабпрос и НКПросу усилить полит.воспитательную работу среди учительства и более решительно вводить в школах подлинную политехнизацию. Наркомпросу срочно выпустить руководящую литературу в популярном изложении по вопросу о принципах и практике политехнизации.
4. Предложить Культпропу и НКПросу пополнить и улучшить состав райинспектуры, НКПросу и РК ВКП(б) и рикам создать для них условия, обеспечивающие систематическую проверку и инструктаж низовых просветительных учреждений, руководство всеобучем и др. важнейшими культурно-политическими кампаниями. В частности, считать совершенно ненормальным длительный отрыв инспекторов на другие хозяйственные кампании.
5. В целях борьбы с отсевом учащихся, а также в интересах максимального привлечения к активному участию в всеобуче широких трудящихся масс, и осознания ими обязательности всеобуча, ОК предлагает развернуть широкую политическую разъяснительную работу, давая решительный отпор вылазкам классового врага.
Райкомам и НКПросу пересмотреть состав и работу штабов всеобуча и политехнизации, превратив их в действительно авторитетные органы советов культ. строительства.
6. Отмечая совершенно неудовлетворительную работу Татсоюза, Колхозсоюза и др. хоз.-кооперативных органов, предложить РКИ проверить участие их в работе по культстроительству и, в особенности, по всеобучу, и как органов, снабжающих материальными средствами сеть культурных учреждений, так и их роль организаторов, возглавляющих инициативу и самодеятельность масс вокруг вопросов культстроительства. Предложить фракции СНК дать директиву советским и хоз.органам о снабжении школ I ст. дровами и принять специальные меры по улучшению ремонта строительства школ.
7. Предложить 0К ВЛКСМ путем жесточайшей самокритики недостатков своего участия в всеобуче немедленно мобилизовать внимание всей трудящейся молодежи вокруг практических вопросов борьбы за всеобуч и решительно улучшить руководство пионерорганизациями, в особенности при школах. ТСПС специально заняться проверкой участия Татотделов и месткомов союзов в деле проведения всеобуча.
8. Отмечая слабое участие печати в мобилизаций широких слоев трудящихся вокруг боевых политических кампаний, как всеобуч, указать редакциям областных газет на недопустимость имевшихся фактов игнорирования этих вопросов и обязать систематически освещать ход всеобуча, мобилизуя при этом Советскую общественность на борьбу за качество всеобуча.
9. Предложить Культпропу ОК и НКПросу разработать вопрос о созыве Всетатарского с’езда учителей в 1931 г.
23 Февраля 1931 г.