Проблема культурной революции — одна из важнейших проблем реконструктивного периода. Необходимость усиления темпов всей системы культурного строительства, необходимость решительного поворота культурно- массовых мероприятий лицом к социалистическому строительству настолько сейчас очевидна, что только оппортунистическая слепота и упорство могут задерживать немедленный переход на новые темпы в области борьбы за культуру.
Прошлый пленум 0К ВКП (б), состоявшийся в ноябре 1930 года, заострив внимание татарской партийной организации на усвоении новых темпов в вопросах культурной революции, наметил совершенно конкретную программу действий на ближайшее время. Однако, сейчас, спустя 3 месяца после пленума, бюро Областного комитета вынуждено констатировать, что темпы работы и качество самого руководства культурными вопросами не улучшились. Более того— на основном в данное время участке культурного фронта— на участке всеобщего начального обучения — положение явно неудовлетворительное.
XVI съезд партии в своем постановлении записал: „Проведение всеобуча и ликвидации неграмотности должно стать боевой задачей партии в ближайший период". Нужно совершенно четко и категорически заявить, что мы не добились такого положения ни по всеобучу, ни по ликбезу. И тот, и другой вопрос продолжают оставаться на положении вопросов второй очереди.
Правда, всеобучем удалось охватить почти все 100 процентов детей школьного возраста. Но качество обслуживания из рук вон плохое. Школы в большинстве случаев не обеспечены горячими завтраками, учащиеся— дети рабочих, батраков и бедняков не удовлетворяются обувью и одеждой, работа школы не стала еще в центре общественного внимания. По вине, главным образом, органов народного образования срывается осуществление важнейшей проблемы новой трудовой школы — проблемы политехнизации. На местах налицо не только оппортунистическая недооценка значения этого мероприятия, долженствующего в корне перестроить всю жизнь школы, но и отчаяннейшая путаница, являющаяся следствием элементарной неграмотности в вопросах политехнизации значительной части учительства. Можно было бы привести десятки прямо таки анекдотических случаев, когда местное учительство принципы политехнизации начинало проводить с элементов ручного труда, ремесленничества или с самых заурядных экскурсий в колхозы или на фабрично - заводские предприятия, вне всякой связи с программой занятий в целом.
Борьба за коммунистическое воспитание учащихся, бесспорно, должна быть неразрывной основной частью общекультурного фронта. Между тем, со стороны отдельных партийных ячеек и культурных работников наблюдается оппортунистическое благодушие в допросах классовой борьбы вокруг и внутри проводимых по всеобучу мероприятий, отсутствие решительной борьбы с классовым врагом, оказывающим ожесточённое сопротивление наступлению на фронте культурной революции" (из постановления 6юро 0К).
Всю культурную работу, и даже такую, как ликвидация неграмотности, нужно проводить таким образом, чтобы она тесно увязывалась с классовым воспитанием и политическим просвещением масс. Школа первой и тем более второй ступени должна давать не только общее образование, но и воспитывать детей в духе коммунизма и пролетарской революции, готовить из них деятельных участников социалистического строительства. Классовая борьба на культурном фронте не менее жестока и упорна, чем на других участках социалистического наступления. И, если тетюшские организации допускают такие явления, как срыв всеобуча сектантом в дер. Колунец, как массовое выполнение детьми религиозных обрядов в татарских школах, то они этим самым проявляют доподлинный правый оппортунизм на практике.
Областной комитет партии своим постановлением предлагает немедленно устранить все наблюдающиеся в деле всеобуча и ликбеза недочеты, предлагая таким образом перестроить всю работу местных организаций, чтобы вопросы культуры были выдвинуты на первый план. Межрайонные партийные совещания по культурным вопросам выявили в данном отношении возмутительнейшие факты. Совещания показали огромный отрыв- партийного руководства на местах от вопросов культурного строительства.
На основе разработки единого плана культработы и конкретизации всей системы руководства, необходимо, наконец, овладеть полностью и всеобучем и ликбезом, при чем „центр внимания в развертывании культурно-массовой работы должен быть сосредоточен, в первую очередь, на фабриках, заводах, совхозах, МТС, колхозах, районах сплошной коллективизации и районах с татарским и нацмен, населением". (Из постановления ноябрьского пленума 0К).
Нужно произвести действительно коренной перелом, круто повернуть руль во всей постановке работы, в том числе и в работе нашей печати. Печать, как областная, так и районная, не проявляла необходимой инициативы в борьбе за вопросы культурной революции, она обязана добиться должных темпов на этом участке социалистического наступления.