Военные власти Чжан-Дзо-Лина производят над гражданами СССР насилия, подобные тем, которые производились в свое время царскими держимордами. Аресты, избиения, содержание арестованных под открытым небом при 20-градусном морозе, издевательства белогвардейцев. Военные отряды на улицах Харбина, солдаты в рабочих клубах. Еще никогда китайская реакция не доходила до такой наглости во взаимоотношениях с советскими гражданам, как сейчас.
Всеми этими действиями мукденские власти нарушили соглашение с Восточно-Китайской ж. д. и советско-китайский договор. Это хорошо известно представителям Чжан-Цзо-Лина, который, как видно, сознательно нарушает подписанные им же международные
обязательства.
Причиной возникновения конфликта на Восточно-Китайской ж. д. явился вопрос о военных перевозках, который заключается в следующем: до 1917 года перевозка войск как русских, так и китайских оплачивалась, при чем часть провозной платы взималась наличными деньгами, часть же в кредит, с погашением этой задолженности помесячно. Поэтому приказ управляющего Восточн - Китайской ж. д. тов. Иванова от 1 декабря о ликвидации задолженности китайским военным командованием (Чжан-Дзо-Лином) за прежние воинские перевозки (за эти перевозки мукденские власти не уплатили 14 миллионов рублей) не являлся чем-нибудь новым, а был построен на основе положений, подтвержденных пекинским и мукденские соглашениями с СССР.
Уже после распоряжения т. Иванова о необходимости ликвидировать прежнюю задолженность за военные перевозки, в середине декабря, в Харбине, в управлении дороги состоялось совещание представителей В.-К. ж. д. и главного штаба мукденских войск, посвященное рассмотрению вопроса о воинских перевозках.
После обмена мнениями китайские делегаты признали незыблемость принципа платности перевозок, но затруднились высказать свое мнение относительно порядка оплаты их, ссылаясь на отсутствие кредита и неимение соответствующих инструкций от высших властей.
Делегаты Чжан-Дзо-Лина в заключение подтвердили свое признание статьи 11 договора 1896 года на постройку Восточно-Китайской ж. д., который лег впоследствии в основание Пекинского и Мукденского соглашений. (Статья одиннадцатая названного договора предусматривает перевозку китайских войск за плату).
Так обстоит дело с военными перевозками с точки зрения существующих соглашений между СССР и Китаем. Эти положения, таким образом, еще не так давно были признаваемы властями Чжан- Дзо-Лина в Харбине. Казалось бы, что вопрос с военными перевозками улажен.
Однако, китайское военное командование, вопреки своим заявлениям на совещании в управлении дороги в середине декабря, вскоре же начало производить военные перевозки совершенно самостоятельно, не согласовывая их с управлением дороги, что привело к полной дезорганизации движения на южной ветке дороги.
Управление дороги было вынуждено прекратить грузовое движение на этом участке пути до тех пор, пока мукденские военные власти не перестанут вмешиваться в работу дороги. Всякая попытка отправки пассажирских поездов немедленно срывалась, так как составы занимались безбилетными пассажирами—солдатами и офицерами. Китайское военное командование вместо мирного разрешения вопроса с военными перевозками повело решительный поход против советских граждан, заставляя железнодорожников под страхом расстрела выполнять приказы не правления дороги, а китайского военного командования.
Особенно возмутительным является арест управляющего дорогой тов. Иванова и письмо генерала Чжан-Хуак-Сяна (главно- начальствующий полосы отчуждения B.-К. ж. д.), который указывает об отстранении тов.» Иванова от должности. Всякий понимает, что так как Восточно-Китайская ж. д. является предприятием, принадлежащим Китаю и СССР, то и перемещения или назначения руководящих лиц на дороге должны производиться совместно правительствами Китая и СССР.
Чжан-Хуан-Сян арестовывает тов. Иванова к устраняет его от работы, не имея на то согласия ни китайского правительства, ни правительства СССР. Отсюда ясна попытка манчжурских властей захватить дорогу в свои руки.
Эта Попытка имела бы шансы на успех только при активном вмешательстве империалистических держав и в первую очередь Японии. Но, как видно из сегодняшних телеграмм, Япония заняла выжидательную позицию.
Повидимому, Чжан-Цзо-Лину придется отказаться от авантюры на Восточно-Китайской ж. д. и освободить вслед за тов. Ивановым всех других арестованных граждан СССР.