Авантюра сорвалась

Военные власти Чжан-Дзо-Лина произ­водят над гражданами СССР насилия, по­добные тем, которые производились в свое время царскими держимордами. Аресты, избиения, содержание арестованных под открытым небом при 20-градусном моро­зе, издевательства белогвардейцев. Военные отряды на улицах Харбина, солдаты в ра­бочих клубах. Еще никогда китайская реакция не доходила до такой наглости во взаимоотношениях с советскими граж­данам, как сейчас.

Всеми этими действиями мукденские власти нарушили соглашение с Восточно-Китайской ж. д. и советско-китайский договор. Это хорошо известно представите­лям Чжан-Цзо-Лина, который, как видно, сознательно нарушает подписанные им же международные

обязательства.

Причиной возникновения конфликта на Восточно-Китайской ж. д. явился вопрос о военных перевозках, который заключается в следующем: до 1917 года перевоз­ка войск как русских, так и китайских оплачивалась, при чем часть провозной платы взималась наличными деньгами, часть же в кредит, с погашением этой задолженности помесячно. Поэтому приказ уп­равляющего Восточн - Китайской ж. д. тов. Иванова от 1 декабря о ликвидации задолженности китайским военным коман­дованием (Чжан-Дзо-Лином) за прежние воинские перевозки (за эти перевозки мукденские власти не уплатили 14 мил­лионов рублей) не являлся чем-нибудь но­вым, а был построен на основе положе­ний, подтвержденных пекинским и мук­денские соглашениями с СССР.

Уже после распоряжения т. Иванова о необходимости ликвидировать прежнюю задолженность за военные перевозки, в се­редине декабря, в Харбине, в управлении дороги состоялось совещание представите­лей В.-К. ж. д. и главного штаба мукден­ских войск, посвященное рассмотрению вопроса о воинских перевозках.

После обмена мнениями китайские де­легаты признали незыблемость принципа платности перевозок, но затруднились вы­сказать свое мнение относительно порядка оплаты их, ссылаясь на отсутствие кре­дита и неимение соответствующих инструк­ций от высших властей.

Делегаты Чжан-Дзо-Лина в заключение подтвердили свое признание статьи 11 договора 1896 года на постройку Восточ­но-Китайской ж. д., который лег впо­следствии в основание Пекинского и Мук­денского соглашений. (Статья одиннадца­тая названного договора предусматривает перевозку китайских войск за плату).

Так обстоит дело с военными пере­возками с точки зрения существующих соглашений между СССР и Китаем. Эти положения, таким образом, еще не так давно были признаваемы властями Чжан- Дзо-Лина в Харбине. Казалось бы, что вопрос с военными перевозками улажен.

Однако, китайское военное командова­ние, вопреки своим заявлениям на сове­щании в управлении дороги в середине декабря, вскоре же начало производить военные перевозки совершенно самостоя­тельно, не согласовывая их с управлением дороги, что привело к полной дезоргани­зации движения на южной ветке дороги.

Управление дороги было вынуждено пре­кратить грузовое движение на этом участке пути до тех пор, пока мукденские военные власти не перестанут вмешиваться в работу дороги. Всякая попытка отправки пассажирских поездов немедленно срывалась, так как составы занимались безбилетными пассажирами—солдатами и офицерами. Китайское военное командование вместо мирного разрешения вопроса с военными перевозками повело решительный поход против советских граждан, заставляя же­лезнодорожников под страхом расстрела вы­полнять приказы не правления дороги, а китайского военного командования.

Особенно возмутительным является арест управляющего дорогой тов. Иванова и письмо генерала Чжан-Хуак-Сяна (главно- начальствующий полосы отчуждения B.-К. ж. д.), который указывает об отстранении тов.» Иванова от должности. Всякий пони­мает, что так как Восточно-Китайская ж. д. является предприятием, принадле­жащим Китаю и СССР, то и перемещения или назначения руководящих лиц на до­роге должны производиться совместно правительствами Китая и СССР.

Чжан-Хуан-Сян арестовывает тов. Ива­нова к устраняет его от работы, не имея на то согласия ни китайского правительства, ни правительства СССР. Отсюда ясна попытка манчжурских властей зах­ватить дорогу в свои руки.

Эта Попытка имела бы шансы на успех только при активном вмешательстве империалистических держав и в первую оче­редь Японии. Но, как видно из сегодняш­них телеграмм, Япония заняла выжида­тельную позицию.

Повидимому, Чжан-Цзо-Лину придется отказаться от авантюры на Восточно-Ки­тайской ж. д. и освободить вслед за тов. Ивановым всех других арестованных гра­ждан СССР.

Вы уже оставили реакцию
Новости Еще новости