Центральный Комитет нашей партии, в исполнение решений ХIV партсъезда послал часть своего состава в Ленинградскую организацию с докладами о съезде.
Вот уже в продолжение недели члены Центрального Комитета знакомят коммунистические коллективы Ленинградской организации с сущностью произошедших разногласий на ХIVпартийном съезде между Ленинградской делегацией и остальной подавляющей частью съезда. Один за другим партколлективы выносят решения, признающие ошибочность поведения Ленинградской делегации и требующие безоговорочного ленинского проведения в жизнь постановления съезда.
Перелом произошел и скоро в Ленинграде не останется ни одного коллектива, который бы оставался солидарным с оппозицией. Характерной чертой собраний коллективов является поведение защитников Ленинградской делегации на ХIV партсъезде. Все товарищи начинают и кончают свои речи, часто весьма страстные, демагогические и искусно построенные, клятвами верности решениям съезда, о подчинении директивам Центрального Комитета и проч., и проч.
Но удивительное дело, все эти решения и клятвы встречаются прозревшими и прозревающими – рабочими Ленинграда с сильнейшим недоверием. Ленинградские партийцы-пролетарии все больше и больше понимают глубину и важность тех расхождений, которые наметились на съезде между Ленинградской делегацией и большинством съезда.
Ленинградские партколлективы отдают себе отчет в том, куда могла бы завести нашу партию та дискуссия, которая началась после доклада Ленинградской делегации. Уже осознана необходимость в самый короткий срок разоблачить новую оппозицию и искоренить в корне всякую фракционность на основе решений ХIV съезда партии. Представители оппозиции в своих выступлениях пытаются доказать, что они не являются изолированной от ЦК группой, Ленинградская делегация на партсъезде, по их словам, исполнила только свой долг. Они заявляют, что после съезда никакой делегации, а следовательно, и группировки больше нет. Однако, все товарищи выступают на собраниях против докладчиков, членов ЦК, предлагают свои резолюции, отличающиеся от резолюций, вытекающих виз докладов членов ЦК, подчас критикуют (правда, очень осторожно) ход работ съезда и т.д.
В итоге, налицо определенная группировка с явно выраженным оппозиционным настроением. Некоторые товарищи, как напр., Сафаров, Сергеев, Глебов-Авилов и друг., недовольствуясь отстаиванием правоты поведения Ленинградской делегации выступают даже с определенными обоснованными речами по вопросам, решенным уже съездом. Вопросы о середняке, бедноте и кулаке, вопросы о госпромышленности в устах этих товарищей получают совершенно иное разрешение, отличное от того, что сказано в резолюциях ХIV съезда. Это ещё больше подтверждает правильность решения ЦК о посылке в Ленинград десяти членов Центрального Комитета для скорейшей ликвидации начавшейся опасной игры в оппозицию. На партийном съезде один из вождей оппозиции доказывал, что неверны обвинения в том, Что Ленинградская делегация недооценивает середняка. Он ссылается на книжку «Ленинизм», где доказывалось в одном месте (стр. 243) о необходимости союза с середняком, ибо «Среди самих середняков есть значительный слой мелкого крестьянства». Этот довод расшифровывает в Ленинграде тов. Сергеев ( на докладах в Трубочном заводе, на фабрике б. Лафери и т.д.) По мнению т.Сергеев а, середняка нельзя «выстроить в одну линию», часть середняков – это тоже беднота, другая часть – близка к кулакам. Какой же вывод можно сделать из заявлений тов.Сергеева? Как можно говорить о правильной крестьянской политике, если из доводов представителя оппозиции вытекает, что середняка как такового, нет вовсе. На Трубочном заводе раздавались выкрики, что рабочему на середняка нельзя положиться, что он, дескать на выдает. Но в том же заключается дело, чтобы вести линию укрепления союза с середняком, ибо как учил нас тов. Ленин: «10-20 лет правильной политики в крестьянском вопросе, и мы победим».
Крайне симптоматичны выступления тов. Глебава-Авилова. Этот товарищ, на словах признавая нашу госпромышленность социалистической, в своих выступлениях касается почти исключительно всем известных теневых сторон нашего хозяйства. Его брюзжание вряд ли будет содействовать правильному решению съезда по нашим хозяйственным вопросам и по вопросу о профсоюзах.
Некоторые представители оппозиции критикуют организационные мероприятия ЦК, направленные к тому, чтобы возможно скорее и безболезненно изжить оппозицию (т. Куклин). Эти выступления завершают формирование оппозиционной группировки.
Крестьянский вопрос был, есть и остается еще на долгие годы одним из наиболее жгучих, кардинальных вопросов политики нашей партии.
От правильного разрешения этого вопроса зависит и судьба вооруженных сил нашего Союза. Братское тесное сотрудничество рабочего класса и деревенской бедноты, с одной стороны, и середняков- с другой, гарантируют нам прочную, боеспособную Красную армию и Красный флот. Малейшее нарушение сотрудничества двух классов, незначительная трещина в союзе этих гигантов- строителей новой жизни неизбежно отражается на настроении, боеспособности и устойчивости нашей Красной армии и флота. А с другой стороны, Красная армия и Красный флот сильны своей политической сознательностью Партийный и политикопросветительный аппарат наших вооруженных сил может вести свою работу лишь в том случае, если в партии будет железное единство. Ибо, если в партаппарате армии или флота будет трещина, то не будет ни единой монолитной армии, ни крепкого, сплоченного флота. Поэтому, когда товарищи из оппозиции, под каким бы флагом они не выступали ( а их излюбленный флаг-защитный флаг солидарности с решениями съезда), пытаются «разъяснить» нашу политику в крестьянском вопросе, они, не желая того, прежде всего ударяют по армии, наносят ущерб боевым силам нашего государства, и поэтому играют с огнем.
Еще одно обстоятельство хотелось бы отметить. На собраниях в числе «непримиримых» оппозиционеров по большей части выступают комсомольцы. Большую ошибку сделали вожди ленинградской оппозиции, втянувшие неискушенный комсомол в трясину дискуссии. Молодняк в Ленинграде получат плохую школу, и это также следует учесть с военной стороны: ведь у нас в армии и во флоте процент комсомольцев все растет.
Мы не сомневаемся, что коммунистический авангард пролетариев Ленинграда, осудив оппозицию, сделает и другие необходимые выводы, и прежде всего, самый главный -об единстве партии.
Партия Ленина была есть и должна остаться стальной, монолитной глыбой, о которую разбивались и будут разбиваться все враждебные вихри и течения. Единство партии возможно только при том условии, когда коллективная воля партии является законом для всех её отдельных членов.
Тов.Ленин писал: «Главная задача нашего ЦК и ЦКК, как и нашей партии в целом, состоит в том, чтобы внимательно следить за обстоятельствами, из которых может вытечь раскол, и предупреждать их». Мы приехали в Ленинград, чтобы разъяснить рабочим всю опасность создания новой оппозиции и мы повели борьбу за единство. Ленинградские низовые партколлективы в своем огромном большинстве нам оказали полную и безоговорочную поддержку. Ленинградская организация вновь стала гранитной опорой нашей партии и её ленинского ЦК.
К.Е. Ворошилов